Сразу скажу, что компания «Яррегионгаз» уже дала на обращение областной Госдумы свой ответ Федеральной службе по тарифам России. Однако в связи с публикацией этого документа в газете «Северный край» есть необходимость разъяснить читателям, населению области и руководителям предприятий нашу позицию в отношении предлагаемых на 2008 – 2012 годы договоров.
Подчеркиваю, мы только предложили заключить эти договоры за шесть месяцев до начала введения их в действие. Долгосрочные договоры позволяют обеспечить стабильные договорные поставки газа на пять лет. Начало отопительного сезона обеспечивается действующими в настоящее время договорами. Поэтому никакой «чрезвычайной» ситуации, о которой написано в обращении областной Госдумы, нами не создаётся. Одностороннее расторжение договоров, в том числе действующих по 2008 – 2010 годы, которые составляют четыре процента от общего их количества, ООО «Яррегионгаз» не осуществляло.
Статистика проходящей договорной компании в этом плане показательна. Подавляющее большинство предприятий заключило новые долгосрочные договоры. Отдельным предприятиям, с учётом их пожеланий, действие существующих договоров пролонгировано, некоторые находятся ещё на рассмотрении у предприятий (около пяти процентов от общего числа).
В обращении указано, что ООО «Яррегионгаз» не учитывает наличие на балансе предприятий котельных, которые обеспечивают тепловой энергией объекты коммунального и социального назначения. Напротив, поставщик газа все эти обстоятельства учитывает в рамках правил поставки газа в РФ, утверждённых постановлением правительства № 162 от 05.02.1998 года. (Далее Правил). Например, неравномерность поставки газа по месяцам, которую в пределах кварталов предприятия устанавливают сами, неприменение повышающего коэффициента к цене газа и другие особенности договоров с потребителями, снабжающими тепловой энергией социальную сферу и население.
Предложенный договор предусматривает предоплату, что соответствует постановлению Правительства РФ № 294 от 04.04.2000 года. Такие условия имеются и в действующих договорах. Если предприятие обеспечивало теплом коммунально-бытовую сферу и население, то размер предоплаты и порядок платежей определяется и будет определяться дополнительным соглашением к договору в зависимости от процентного соотношения потребления газа на промышленную часть и социальные нужды.
Среднесуточный объём поставки газа предусмотрен пунктом 13 Правил. При необходимости он регулируется согласованным между сторонами диспетчерским графиком. Эти требования правомерны, а довод, приведённый в обращении, не соответствует требованиям Правил.
Разъясняю также, что согласованный объём поставки газа зависит от исполнения покупателем условий его покупки (что соответствует ст. 328, 523 ГК РФ). Эти условия были и в договорах предыдущих лет (на условиях встречной поставки).
Что же касается неустойки, повышающих штрафных коэффициентов, то они не затрагивают объёмов газа для социальных нужд. Да и промышленная часть освобождена от неустойки за счёт применения так называемого коридора. То есть, если газ отбирается в пределах 80 – 100 процентов от договорного объёма, то неустойку потребитель не выплачивает.
Кроме того, условия договора предусматривают возможность отказаться от лишних объёмов газа или дополнительно их купить, согласно постановлению правительства № 333 от 28.05.07 года, на электронной торговой площадке, избегая тем самым штрафных санкций.
В договоре предусматриваются и перераспределение объёмов газа, и варианты его продажи. Таким образом, договор позволяет наряду с повышением дисциплины газопотребления контролировать и регулировать использование энергоресурсов самим покупателем.
Подводя итог, скажу, что, ни в коем случае не подвергая сомнению искренность добрых намерений народных избранников защитить законные интересы предприятий, постановление от имени уважаемых депутатов готовилось без тщательной экспертизы предложенных нами договоров.
ООО «Яррегионгаз» не относится и никогда не относился, равно как и другие региональные компании по реализации газа, к естественным монополистам, также нет в природе и типового проекта договора, куда бы можно было вносить изменения, предлагаемые обращением, о котором идёт речь. В то же время стоит отметить, что мы вовсе не отказываемся, но, напротив, хотим более активного сотрудничества и вмешательства представительной власти в осуществление поистине грандиозных задач, осуществляемых нашей отраслью.
Вместо надуманных проблем, о которых написано в обращении, есть реальные, которые нам необходимо решать совместно.
«Газпром» в стране реализует проект газификации российских регионов. По объёму финансирования это, по существу, пятый национальный проект. Как сказал на одной из пресс-конференций первый вице-премьер, председатель совета директоров ОАО «Газпром» Дмитрий Медведев, газификация – ключевая точка роста экономики в значительной части регионов нашей страны. Она даёт толчок развитию химической и перерабатывающей промышленности, сельскому хозяйству, комплексу коммунально-бытовых услуг. От неё зависит успех таких национальных проектов, как «Доступное и комфортное жильё» и «Развитие агропромышленного комплекса».
Начиная с 2005 года и до конца 2008-го, «Газпром» планирует инвестировать в газификацию 61 миллиард рублей. Сегодня уровень газификации в России считается недопустимо малым: в городах он составляет 61 процент, на селе 36 процентов, а в Ярославской области уровень обеспеченности природным газом сельского населения всего лишь17 процентов. Потому-то губернатором Ярославской области и главой «Газпрома» подписаны графики синхронизации строительства объектов газификации. В соответствии с этими графиками администрация Ярославской области должна обеспечить подготовку потребителей к приёму газа, строительство внутрипоселковых и домовых сетей, перевод на природный газ действующих и строительство новых котельных, установку газовой аппаратуры в населённых пунктах, а «Газпром» протянет к ним межпоселковые газопроводы. И если «Газпром» чётко выполняет свои обязательства, то местные органы самоуправления, руководители муниципальных округов не всегда готовы к приёму газа своими поселениями.
Причин здесь множество. Назову основные: это отсутствие опыта в данной работе, присущая российской бюрократической системе волокита со стороны различных ведомств по согласованию проектов и строительству объектов газификации, несвоевременное проведение конкурсов по проведению работ и наличие разного рода дельцов, выигрывающих эти конкурсы, а после получения авансов бесследно исчезающих.
К чему я об этом говорю так подробно. Да к тому, что ни один депутат в своем округе не взял на контроль выполнение обязательств местной администрации по газификации.
Вот в чём областная Госдума могла бы оказать реальную помощь. Ведь в случае выполнения своих обязательств администрацией в 2007 году в следующем 2008-м область получит более 460 миллионов рублей на строительство межпоселковых газопроводов, и ещё больше инвестиций в газификацию области «Газпром» готов внести в 2009 году.
Со своей стороны ООО «Яррегионгаз» заявляет о готовности и далее добросовест-но выполнять свои обязательства по поставкам газа всем потребителям нашего региона. Являясь уполномоченной организацией «Газпрома», мы приложим максимум усилий к выполнению планов газификации.