В первую очередь, ещё до подробного знакомства с экспозицией, в глаза бросаются вновь отремонтированные залы. Свежий паркет, обновлённые потолки, новые дубовые киоты для некоторых икон, чьё экспонирование должно быть максимально бережным; дорогостоящая система профессионального выставочного освещения, благодаря которому многие памятники древнерусской живописи стало возможно рассмотреть подробно, вникая в детали. К долгожданному ремонту музейщики подошли основательно, продумав всё, до мелочей. Например, залы Митрополичьих палат стали цветными, точнее - разноцветными.
- Дело в том, что в традициях древнерусского интерьера было разукрашивать залы. И здесь, в наших палатах, как мы знаем из описи XVIII века, стены украшали фрески. Взяв за основу, ни много – ни мало, теремной царский дворец Московского кремля, мы разработали цветовое решение наших залов, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Виктория Горшкова. Поясняет, почему первый зал, где демонстрируется древнейший памятник музейной коллекции, единственная домонгольская икона, экспонируемая в Ярославле - «Спас Вседержитель» начала XIII века, выдержан в благородных, царственных бордовых тонах – чтобы подчеркнуть уникальность этих произведений, их значимость, «царственность» в контексте мировой культуры.
Отныне есть в Митрополичьих палатах зал, выкрашенный в цвет волны тихого океана, а в золотом зале достойно представлены иконы, написанные в «золотой век» Ярославля.
- В зале ранних памятников мы показываем вернувшийся после сложной реставрации памятник XV века «Николай Чудотворец с клеймами жития». Впервые в экспозиции можно увидеть икону «Страшный Суд», созданную под влиянием московского иконописания и отличающуюся редкой красотой рисунка и колорита. Вернулась в постоянную экспозицию знаковая для ярославцев икона - покровительница нашего города «Богоматерь Ярославская», датируемая XVI веком, - знакомит нас с выставкой искусствовед Виктория Викторовна Горшкова.
Сотрудниками музея разработано несколько тематических экскурсий, рассчитанных на самого разного зрителя.