вторник 14

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 1

пятница, 20 апреля 2012

Старые шедевры в новом интерьере

Четыре миллиона потратил Ярославский художественный музей на техническое оснащение залов

В Ярославском художественном музее – событие, которого долго ждали: в залах Митрополичьих палат открыта новая экспозиция «Древнерусское искусство XIII – XVII веков».

автор Лариса ДРАЧ.    фотограф Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ.

 

В первую очередь, ещё до подробного знакомства с экспозицией, в глаза бросаются вновь отремонтированные залы. Свежий паркет, обновлённые потолки, новые дубовые киоты для некоторых икон, чьё экспонирование должно быть максимально бережным; дорогостоящая система профессионального выставочного освещения, благодаря которому многие памятники древнерусской живописи стало возможно рассмотреть подробно, вникая в детали. К долгожданному ремонту музейщики подошли основательно, продумав всё до мелочей. Например, залы Митрополичьих палат стали цветными, точнее – разноцветными.

– Дело в том, что в традициях древнерусского интерьера было разукрашивать залы. И здесь, в наших палатах, как мы знаем из описи XVIII века, стены украшали фрески. Взяв за основу, ни много ни мало, теремной царский дворец Московского Кремля, мы разработали цветовое решение наших залов, – рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Виктория Горшкова (на снимке справа). Поясняет, почему первый зал, где демонстрируется древнейший памятник музейной коллекции, единственная домонгольская икона, экспонируемая в Ярославле, – «Спас Вседержитель» начала XIII века, выдержан в благородных, царственных бордовых тонах, чтобы подчеркнуть уникальность этих произведений, их значимость, «царственность» в контексте мировой культуры. Отныне есть в Митрополичьих палатах зал, выкрашенный в цвет волны тихого океана, а в золотом зале достойно представлены иконы, написанные в «золотой век» Ярославля.

В деле экспонирования памятников культуры мелочей нет, именно поэтому так важно понимание необходимости приобретения профессионального подвесного оборудования, эстетичного для глаза посетителя и в то же время максимально щадящего для самого произведения искусства. По словам директора музея Аллы Хатюхиной, ремонт и современное техническое оснащение залов обошлись в очень солидную сумму – порядка четырёх миллионов рублей: это как собственные средства музея, так и финансирование из областного бюджета. Но затраты того стоят.

После масштабного ремонта более чем скромные выставочные площади отдела древнерусского искусства Ярославского художественного музея «подросли» на целый зал. Новый, четвёртый по счёту зал, оборудованный стеклянными витринами, позволил впервые включить в постоянную музейную экспозицию все шесть сохранившихся икон праздничного чина (1680-е годы), написанные для алтарного придела церкви Ильи Пророка артелью прославленного костромского иконописца Гурия Никитина.

Всего фонд Ярославского художественного музея располагает двумя тысячами произведений древнерусского искусства, порядка шестисот из них отреставрированы, но абсолютно все памятники опубликованы: они участвуют в выставках, заняты в постоянной экспозиции, реставрируются, являются предметом тщательного научного исследования. В обновлённую экспозицию включено около ста произведений. Некоторые из них – впервые.

– В зале ранних памятников мы показываем вернувшийся после сложной реставрации памятник XV века «Николай Чудотворец с клеймами жития». Впервые в экспозиции можно увидеть икону «Страшный суд», созданную под влиянием московского иконописания и отличающуюся редкой красотой рисунка и колорита. Вернулась в постоянную экспозицию знаковая для ярославцев икона – покровительница нашего города «Богоматерь Ярославская», датируемая XVI веком, – знакомит нас с выставкой искусствовед Виктория Викторовна Горшкова.

Обращает внимание и на такую деталь: на новых аннотациях, в отличие от практики большинства отечественных музеев, в обязательном порядке указано имя реставратора, потрудившегося над тем, чтобы вернуть к полноценной выставочной жизни этот памятник искусства. Вот уж поистине, народ должен знать своих героев если не в лицо, то поимённо.

Сотрудниками музея разработано несколько тематических экскурсий, рассчитанных на самого разного зрителя – от малыша-дошколёнка до студентов, а также знатоков живописи. Например, подготовлен интереснейший рассказ о том, какое отражение нашло Смутное время в ярославских иконах, хотя, казалось бы, иконы никогда не изображали мир земной, реальный.

– Икона, безусловно, создаваемая как образ молитвенный, в то же время является олицетворением целого пласта истории и культуры русского народа, – убеждена Виктория Викторовна.

Экспозиция древнерусского искусства всегда была востребована зрителем, в течение года здесь бывает порядка 10 – 11 тысяч посетителей. Сотрудники музея надеются, что обновлённая экспозиция Митрополичьих палат, представляющая четыре века ярославской иконописи, привлечёт много новых гостей.

Читайте также
Комментарии

Гость | 26.04.2012 в 20:16 | ответить0

При слове «икона» всплывает – явно или подсознательно – слово «молитва», даже у чужеземцев, но не у нас в России, наследников собственных предков. Стабилизировалось государство, успокоились церкви, и вернулись из чужих земель в родные степи «Тихвинская», «Одигитрия» и другие образы. А в Ярославле бесконечно гордятся тем, что божественные образы сделали экспонатами и разглядывают их. Называя экспозицией лукавят и лукавят: живописные полотна художниками создавались именно для обозрения и оценки художественной ценности, демонстрации мастерства. Кому бы это не знать?! Писавший же икону отвечал только перед Богом. О каких выставках могла бы идти речь? Экспозиции т.н. древнерусского искусства явно демонстрируют бывшее масштабное разграбление церквей. Гордясь «экспонатами», они оправдывают бывший грабеж, создавалось-то не для них. Скрытое кощунство все равно остается кощунством. Не потому ли у нас в порядке вещей веселье перед Распятием (каток с музыкой перед Ильинской церковью), дошло и до плясок в храме. Благоговения-то нет. Позор!!!

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают