Беседовали мы с ним и в его рабочем кабинете, и во время экскурсии по предприятию. Впечатления от того и от другого незабываемые. Представьте себе: едете вы из Ярославля по не очень, скажем, гладкой дороге через Большое Село, небольшие деревушки с избами и сараями, мимо полуразрушенных церквей. Вот и уютный, старинный Мышкин. Паром, переправа через Волгу, село Поводнево. Опять избы, сараи, огороды. И вдруг посреди светлого березового леса возникает фантастическое видение: гигантские белоснежные резервуары, причудливо изогнутые трубы. И все это на зеленой лужайке, напоминающей огромный аккуратный английский газон, в окружении служебных зданий из красного кирпича. Чистота и порядок – изумительные. Сразу мысль: это не то что завтра нашей промышленности, это послепослезавтра! Сюда даже российский вицепремьер Христенко наведывался.
Цветков здесь с июня 1983 года – со строительства первой станции «Палкино» на нефтепроводе Сургут – Полоцк. Потом ее законсервировали. На время. Как я поняла, на время решения политического вопроса: как перебрасывать экспортную нефть, минуя ставший заграничным и дорогим латвийский терминал в Вентспилсе? Потом в Ленинградской области построили порт Приморск. А «Палкино» стало начальной станцией на перекачке нефти из Сибири в Приморск, на новой трубе длиной в 850 километров. По прежней – прокачивают сырье в Белоруссию. В общем, отсюда разошлись две нитки. А что же латыши? Виктор Николаевич резюмирует:
– Им раньше нужно было думать. Наверное, сейчас они свой терминал на металлолом сдают.
И тут он с торжественным и гордым видом показывает на 1000миллиметровую трубу, выкрашенную белой эмалью, с лаконичной надписью: «Нефть». В помещении, где работают операторы, он вглядывается в какуюто сложную схему на мониторе, о чемто переговаривается с дежурным по смене Игорем Муромцевым и значительно произносит:
– Вот, 6700 кубических метров улетели от нас в Приморск.
Выпускник Ярославского политеха Игорь Муромцев – житель Мышкина. Работа на станции, а точнее 140 рабочих мест, – это весьма значимо для сельской глубинки. О зарплате нефтяников в Мышкине чуть ли не легенды складывают – ведь в среднем целых тринадцать тысяч рублей выходит по Ярославскому управлению, в которое входят шесть станций.
Сам Цветков тоже из села. Из большой, трудовой семьи. Знает жизнь не только с ее парадной стороны. Смотрит на собеседника с доброй хитринкой: дескать, отвечу на твои вопросы, но большего не скажу! Потомто мне сказали: «Человек он открытый, только немногословный. И на селекторе (селекторном совещании) отрапортует быстренько, и все. Есть вопросы? Нет? До свиданья! А других, бывает, и останавливают...»
О нынешнем поприще Виктор не загадывал. Другой романтикой с детства заразили его тогдашние киношные герои в клешах и бескозырке. Мечтал о кругосветном плавании. И с сухопутной Новгородчины пятнадцатилетний парнишка отправился в Рыбинск – учиться на штурмана в речном училище. Пять лет потом ходил на судах по Волге, Белому и Баренцеву морям. На Север, в Мурманскую область, везли лес, а оттуда железорудный концентрат. Поступил в институт водного транспорта, но со второго курса взяли в армию. Когда вернулся в родные края, сманили его на нефтеперекачивающую станцию в Быково. Виктор решил подзаработать, одежонку справить новую – а то после армии из чегото вырос, чтото из моды вышло. С родителей требовать не привык – старшим был в семье, где еще троих детей на ноги ставили. Устроился – на время – машинистом технологических насосов. (Сейчас в связи с автоматизацией такой должности не стало.) Потом, как выразился Цветков, «с одной стороны, увлекся, с другой – женился». Флотскую судьбину продолжать не хотел, так как опасался за семейную жизнь. Да и жилье дали молодым. А супруга, кстати, – выпускница нефтяного техникума.
– Виктор Николаевич, так День нефтяника у вас праздник для всей семьи?
– Кроме внука. Ему только шесть лет. Хотя родился он в канун даты – 31 августа.
– Наверное, работа не давала осесть гдето в одном месте? Что было после Быкова?
– Инякино в Тверской области. Там мы с нуля начинали строить станцию.
– Представляю: комсомол, молодость, кипение...
– Энтузиазм... Не знали еще, что с нами будет. Станция пустилась в 1982 году, а перед пуском нас покинул Леонид Ильич...
– Вы и в Инякине не осели…
– Нет. С 1983 года я оказался в Мышкине. Здесь тоже строилась станция. В 2003 году расширилась и стала головной, начальной, на новом нефтепроводе Палкино – Приморск.
– Трубы, трубы... А нефтито хватит, чтобы качать?
– Мне хватит. Через полтора года загорать уже буду – 58 лет...
Цветков пригорюнился.
– Виктор Николаевич, что взгрустнули?
– Жалко. Смотрю в свое отражение и думаю: какое зеркало плохое стало...
– Что это вы? На пенсионера совсем не похожи. Глядишь, вам снова придется ехать куданибудь, строить и запускать...
– Нет, все путешествия мои позади.
– На пенсии займетесь политикой...
– Я этим не увлекаюсь.
– А чем?
– В свободное время самое хорошее – с удочкой посидеть. Охота не для меня. Еще на судах ходил, так под Архангельском отправился както уточек пострелять на взморье. Одна попалась – и, умирая, так жалобно посмотрела...
– Виктор Николаевич, вы все ступеньки прошли, буквально от лопаты, прежде чем руководителем стать...
– И не по одному кругу...
– Воспитали не одного специалиста... Назовите, кем гордитесь?
– Шарапов Андрей Анатольевич, зам мой. Но «воспитал» – это громко сказано. Понимаете, у человека должна быть природная жилка, тяга к чемуто. А я просто помогаю разобраться в том или ином вопросе.
– Что цените в сотрудниках, коллегах?
– Самое главное – добросовестное отношение к своим обязанностям.
– А как поощряете?
– Практически никак. Мы лишены такой возможности. А наказать – пожалуйста.
– У вас тут, говорят, дисциплина железная.
– Уж прямо «железная». Хотя в основном да.
– Как это – в основном?
– Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Один – негодяй, вот и напился. А у другого просто семейные обстоятельства. Махать шашкой легко, а ведь это человек!
– Соцсоревнования сейчас нет, но чей труд вы бы отметили особо?
– Мастера аварийной бригады Александра Муромцева, начальника линейноэксплуатационной службы Николая Игрушкина, инженера по ремонту технологического оборудования Сергея Небаева.
И еще: впереди наш профессиональный праздник, я от всей души поздравляю работников Ярославского нефтеперекачивающего управления. Желаю успехов, здоровья, счастья.
– И вам, Виктор Николаевич, всего самого наилучшего!
* * *
На правах рекламы