Прежде чем приступить к сути материала, хочу обратить внимание читателей на то, как осуществляет надзор за безопасностью дорожного движения наряд ДПС рядом с Октябрьским мостом перед въездом на него со стороны центра Ярославля. Обычно служебный автомобиль с водителем за рулем стоит на пятачке безопасности. Еще три сотрудника в форме и с жезлами внимательно следят за движением. Само их присутствие дисциплинирует водителей. И те, кто за рулем, завидев гаишников, конечно же, предпочитают воздерживаться от нарушений правил дорожного движения.
Сотрудники ДПС останавливают машины только в тех случаях, когда водители превысили скорость, едут с непристегнутыми ремнями безопасности или если какойнибудь нервный шофер начинает мотаться по полосам и подрезать другие автомобили. В редких случаях останавливают машины, которые по приметам похожи на угнанные. Но эта причина остановки довольнотаки редкая, потому что приметы всех угнанных машин, конечно же, сотрудники ДПС не помнят, если только какойто «свежий» угон не произошел накануне. Остановив автомобиль, сотрудник подходит, представляется и называет причину остановки.
Можно ли представить, чтобы эти три невозмутимых стража порядка начали останавливать все машины подряд и от каждого водителя требовали – а ну дыхни... Какое бы столпотворение образовалось на мосту!
Почему же в других местах, где нет угрозы образования пробки, сотрудники ГИБДД ведут себя иначе? Тем более что согласно пункта 13.7 Наставлений по работе ДП, утвержденного приказом министра внутренних дел, все основания для остановки четко прописаны (см. врезку).
И выбирать просто так место, где стоять и наблюдать за движением, рядовые сотрудники ГИБДД тоже не имеют права. В наставлениях оговорено, что каждый маршрут, пост наблюдения за дорожным движением определяется руководителем подразделения. И в начале рабочего дня руководитель направляет силы своего подразделения на наиболее опасные участки дороги.
Оговаривается в наставлениях и минимальное количество людей в наряде – три человека. Если в наряде меньше трех, в целях безопасности постовым не рекомендуется даже останавливать машины, а только, так сказать, своим присутствием дисциплинировать водителей.
В центре Ярославля в дневное время суток сотрудники ГИБДД четко следуют букве наставлений. Но это наше, так сказать, образцовое подразделение – отдельный батальон ДПС.
И вот другая ситуация. Не центр Ярославля, а может, и вообще не Ярославль... Сотрудник ГИБДД и стажер (!) решили начать тотальную проверку водителей на предмет трезвости за рулем. Выбрали подходящее местечко на дороге. И начали тормозить все машины.
Следуя букве наставлений, останавливать всех подряд водителей они не имели права. Вопервых, пост не стационарный. Вовторых, нарушены требования безопасности – их же двое, даже полтора, второйто всего стажер. Каждому водителю предлагают дыхнуть в трубку. И одному несчастливцу, который вечером пил пиво, предлагают пройти медицинское освидетельствование. Тот согласен – пиво пил вчера, а сегодня трезв. Тогда начинается второй акт сценария «засада». Ему предлагают вызвать эвакуатор и только после этого проследовать в медучреждение. А денег у несчастливца на эвакуатор нет. Он, еще не поняв гениальности сценария, предлагает вызвать своего знакомого с документами на вождение и после этого поехать на обследование. Но гаишники ни в какую...
Раздраженный поведением стражей порядка, водитель подписывает протокол об отказе в освидетельствовании, и его оставляют в покое. Водитель все же вызывает знакомого, тот садится за руль его автомобиля, и несчастливец обращается к гаишникам с предложением вместе проследовать на освидетельствование. Те от него просто отмахиваются – ты уже подписал отказ.
Основанием для остановки транспортных средств являются:а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз – только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольнопропускных пунктах.В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.
Хорошо, что парень тут же поехал на работу, где руководитель вручил ему деньги на платное освидетельствование. И оно показало его «трезвое состояние», хотя в акте и была «плюха» – он честно сказал медработнику, что накануне пил пиво.
Мировой судья по составленному протоколу лишил несчастливца права управления транспортными средствами на полтора года – за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Водитель подал жалобу на постановление мирового судьи. В районном суде он высказал соображения насчет «законности» остановки и оформления отказа от прохождения освидетельствования. Сослался и на действующий порядок задержания транспорта и помещения его на платную стоянку в случае обнаружения факта опьянения: это сотрудники ГИБДД должны были вызвать эвакуатор.
Последние на судебное заседание не явились, поэтому рассказ, на каких основаниях они находились именно в этом месте и кто им непосредственно дал указание тормозить все подряд машины, услышать не удалось.
Судья районного суда постановление отменил и направил дело на новое разбирательство опятьтаки мировому судье, чтобы последний и разобрался со всеми этими юридическими тонкостями. С момента составления протокола прошло два месяца, повестки от мирового судьи еще нет.
Права пострадавшему должны вернуть, не хватает пока важной бумажки – постановления о прекращении административного производства в связи с истечением двухмесячного срока на привлечение к административной ответственности.
Получается, что автомобилист беззащитен перед наглостью гаишников?
С пьянством на дорогах надо бороться. Но не такими же методами. Законодатель ужесточил ответственность за нетрезвое управление автомобилем. Но прав ли законодатель?
Давайте рассуждать логически. Раньше за первый раз поимки в нетрезвом состоянии водитель подвергался штрафу. А вот если повторно его застукали, дело направляли на лишение прав. Шесть месяцев на первый раз, такова была практика. И только неисправимых пьяниц лишали на срок до двух лет. А после двух лет они обязаны были сдать экзамены. И ведь правильно же было. Если два года пешей жизни такой водитель не пил, то и экзамены сдавал. А если не оставил пагубную привычку – пьяные мозги на учебу непригодны. И дороги освобождались от неисправимых пьяниц. И никто из гаишников не осмеливался «способствовать в получении прав» подобным водителям.
Что еще было замечательным в прежнее время, так это то, что водитель предпочитал платить штраф государству, а не давать на лапу гаишнику. И вот сейчас, когда за первый же раз следует лишение водительского удостоверения на очень длительное время, очень выросли тарифы на «отмазку». Два года назад такса была 100 долларов, сегодня – уже 200. И кто скорее выйдет чистеньким из такой ситуации. Понятное дело, богатый водитель! А рядовые автомобилисты со средней заработной платой после первого же случая лишатся прав. А уж лишение водительского удостоверения за отказ от прохождения медицинского освидетельствования вообще ни в какие рамки не лезет...