Некоторые прихожане прибыли издалека, иные на лошадях. Надежда Высоковская (так все зовут старушку 89 лет из деревни Высоково, что на Сити) каждый раз пускается в нелегкий путь, чтобы в храме побывать. Перебирается по бревнышкам через речку Камейку, взбирается в крутую гору, выходит на дорогу и ждет автобус. Приезжает в Брейтово за час до службы. Три раза обходит церковь – это ее личный крестный ход – а потом входит внутрь. Одна рука у нее всегда в варежке, отморозила во время войны. Надежда несет в дар семь пирожков – пять батюшке, два дьякону: такой у нее обычай, и отказываться им бесполезно. У этой женщины трудная жизнь, она была в немецком плену и сейчас одинока. Но в любом горе к ней можно прийти – утешит и будет радоваться, что кому-то еще нужна. «Заедешь к ней – будто в Иерусалиме побывал, – говорит отец Анатолий и добавляет: – Старухами я богат, вся Россия – белые платочки».
Для них он строит странноприимный дом, который будет и гостиницей, и богадельней. Там смогут останавливаться паломники, приезжающие помолиться у брейтовских святынь, и дожить свой век старые прихожанки. Работа оживляется, когда находятся благодетели, дают деньги или материалы присылают. Сейчас дело приостановилось. Дом стоит под крышей, две комнаты почти готовы для житья. Оборудование для отопления подарил один добрый человек. Но многого не хватает: электрооборудования, проводки, сантехники. Нужны утеплитель для стен (стеклопакеты), деревоплита, хоть один ящик стекла, гвозди... Маленький холодильник и две кровати есть, но потребуются еще. А старушки спрашивают: можно ли надеяться, что зиму они проведут в этом доме? Записываются в очередь, хотя отец Анатолий уверяет, что не забудет, не обидит. Девять человек уже в списке. Вот Анна Васильевна Зиминова из деревни Логинцево – ей 92 года. Как хочется ей и ее ровесницам пожить в покое, при церкви, где рядом нынче летом появился молодой сад...
Старшему поколению брейтовцев помимо общих страданий, которые перенесли люди в прошлом веке, пришлось вытерпеть свое, особенное. Здесь живут переселенцы из Мологи, затопленной Рыбинским морем. Их выгнали из родных мест, которые поглотила вода. Каждый день они смотрят на нее и не забывают. Бросают венки в воду в надежде, что они доплывут до подводных кладбищ и фундаментов погибших домов, а волна их выбрасывает на берег. Но самое страшное место – Черкасово. Три года назад там поставили крест. Это было 24 августа – с тех пор в этот день у него собираются люди и разговаривают. «Дорогие земляки, – так начала свою речь одна старая женщина. – Мы теперь только земляки, кроме родной земли, у нас ничего нет, ни одного дома...» А раньше было село с двумя храмами. Перед затоплением приказали его разрушить, а жителей переселить на 500 метров дальше – все должно было залить море. Но уровень воды не поднялся так высоко. С тех пор люди каждый день видят свои разоренные гнезда. Они приходят туда вспомнить, где чей дом стоял, кто где жил. Отец Анатолий служит водосвятный молебен. А нынче черкасовцы решили поставить там часовню.
В сентябре с мологжанами разговаривали сотрудники киностудии «Леннаучфильм» из съемочной группы Николая Макарова. Они провели в Брейтове и окрестностях два дня. Этот режиссер 18 лет назад уже снял документальный фильм на эту тему «Раскинулось море широко» и снова к ней вернулся. Он серьезно подходит к делу, много работает в архивах и со свидетелями событий. В Брейтове ему помогал отец Анатолий. Некоторые моменты местной жизни священник согласился показать, если петербуржцы будут их участниками, а не сторонними наблюдателями с видеокамерой. И вот они вместе работали на кладбище возле часовни Богородицы Никольской, поставленной в память о Мологе. Там каждый год вода подмывает старые могилы, обнажая кости. Прихожане их собирают, складывают в общий гроб и хоронят на кладбище у церкви Богоматери Всех Скорбящих Радость. Служат панихиду.
Но состоялся и радостный эпизод: документалисты съездили в село Тимонино, в церковь преподобного Сергия Радонежского, где снимали венчание. Прежде это была деревянная часовня, поставленная стараниями коренных жителей и дачников. А в этом году местные мужчины срубили колокольню. Приезжие богатые рыбаки для этого пожертвовали деньги. Устроили алтарь размером в полтора квадратных метра. И получилась самая маленькая в Ярославской области церковь: 30 квадратных метров. «Зато наш храм всегда полон!» – с гордостью говорят прихожане. Литургии там еще не служат – ждут благословения владыки Кирилла, а молебны проходят и требы отправляются. Венчания по установившейся традиции совершаются в русских национальных костюмах – тимонинцы их предоставляют жениху и невесте на этот торжественный момент. Узнав об этом месте, пары приезжают издалека – на этот раз из Рыбинска.
Съемочная группа побывала еще на Прощеном ручье, впадающем в Сить. Это почитаемое место. Там, по преданию, нашла некая княгиня отрубленную голову своего князя, сражавшегося в Ситской битве с монголо-татарами.
Проводив петербуржцев на корабль, ждущий их в Брейтове, отец Анатолий подарил его капитану икону святителя Николая, чтобы благополучно ходил по водам. Старого капитана тоже зовут Николай, это его 52-я навигация. Люди из «Леннаучфильма» отправились дальше по своему маршруту – Захарино, Весьегонск, Череповец, Пошехонье, Рыбинск... А фильм, говорят, будет готов в следующем году.