Получилось, что Царева купила избушку без земли, даже без того ее кусочка, что находится под домом. Случилось это в декабре 2002 года, когда Земельный кодекс РФ уже вступил в силу и в качестве основополагающего принципа провозгласил нерасторжимость судьбы недвижимости и связанного с ним земельного участка. Иначе говоря, учреждение юстиции уже не должно было регистрировать куплю-продажу домовладения, не обязав продавца дома расторгнуть договор об аренде земли.
Царева в самом начале 2003 года сходила в КУМИ, показала документы на дом и попросила оформить землю на нее. Но ей разъяснили, что не смогут это сделать, пока не расторгнут договор аренды с прежним владельцем дома. Однако Шумилова к тому времени уже уехала за пределы области и даже не оставила своего адреса.
Тем не менее не получившую никаких документов на землю Цареву налоговые службы стали регулярно извещать о необходимости заплатить налог за землю, а грозное письмо из мэрии Ярославля обязывало ее срочно заключить договор аренды на земельный участок площадью 1778 кв. метров.
Не поленилась Любовь Львовна, смерила участок при доме. Он оказался всего 800 квадратных метров. Где остальная земля, неизвестно. Обратилась с этим вопросом в КУМИ, а там говорят: «Не согласны с обмером – перемеряйте, но за свой счет. В Ярославле несколько фирм, которые сделают это тысячи за три или около того».
Новая владелица дома логично рассудила, что мерить землю должна не она, а тот, кто предлагает взять ее в аренду или в собственность. Продаете товар – покажите. Поэтому ничего предпринимать не стала. Тогда КУМИ обратился в Заволжский суд с исковым заявлением «о понуждении Царевой к заключению договора аренды».
Царева в свою очередь пожаловалась на муниципальных чиновников в областную прокуратуру. Прокуратура начала в этой истории разбираться. Оказалось, что земля, которую комитет собирается предоставить домовладелице в аренду, юридически все еще в аренде у другого лица. Тогда КУМИ попытался зарегистрировать соглашение о расторжении договора аренды с прежней хозяйкой участка, но учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество комитету отказало, так как его работники не представили необходимый пакет документов.
Производство по иску КУМИ к Царевой суд прекратил, а Любовь Львовна в марте этого года получила ответ из областной прокуратуры за подписью заместителя прокурора Н. Попова: «В связи с тем, что соглашение о расторжении с Шумиловой (предыдущей хозяйкой дома. – Прим. авт.) договора аренды земельного участка не было зарегистрировано по вине КУМИ, последний отказался от своих требований к вам... Заключение КУМИ договора аренды земельного участка с вами без расторжения договора с предыдущим арендатором не представляется возможным».
Такое определение прокуратуры заставило КУМИ пошевелиться и, поскольку прежний арендатор в пределах области так и не появился, расторгнуть с ним договор аренды через суд. Лишь 19 марта 2004 года это оформило учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество. И только тогда Любовь Царева получила возможность переоформить землю на себя. Но так и оставался невыясненным вопрос о местонахождении почти тысячи квадратных метров участка. Царева требовала, чтобы КУМИ предоставил ей землю, обмерянную на местности и указанную на плане.
Вместо этого она на днях получила заочное решение мирового судьи первого судебного участка Заволжского района по иску налоговых органов о взыскании с нее задолженности по земельному налогу и пени за... 2003 год. Год, в котором, по утверждению заместителя прокурора, она никак не могла владеть землей, ибо договор с прежним арендатором не был расторгнут по вине КУМИ.
Тем не менее суд обязал взыскать с нее земельный налог и пени за 2003 год в сумме 932 рубля 92 копейки, тем самым признав, что Царева должна была совершить невозможное: приобрести землю, юридически находившуюся в пользовании другого лица. Горазда же Фемида на курьезы.