Ураганы здесь встречают бананами и баксами
Я было закончил иммигрантский очерк, на этот раз посвященный злободневной «ураганной» теме, и уже собирался идти на почту, чтобы отправить его на родину, но тема не только не потеряла своей актуальности, но и потребовала продолжения. Как в «мыльной опере». Назревала очередная серия.
Небо с утра потемнело, затем разразилось ливнем. Подул сильный ветер. А вскоре позвонил мой приятель и сообщил, что на Флориду надвигается новый харикейн под условным названием «Дженни», несущийся прямо на Майами. Я включил телевизор и увидел знакомую, уже месяц не сходящую с экрана картинку: комментатор у схематичного изображения крутящегося смерча и стрелки – предполагаемые маршруты его движения. И появилась внизу «бегущая строка» с номерами телефонов различных служб, призванных обеспечить необходимые меры безопасности, адреса эвакопунктов (шэлторов), «горячие линии» и прочее и прочее... И пошли репортажи из мест, где «Дженни» уже успела побывать или куда она «постучала». Губернатор объявил «эмердженш» – тревогу и эвакуацию жителей мобильных домов. В школах и других учебных заведениях прекратились занятия, а аэропорты закрылись.
Потом позвонили еще одни наши знакомые, поинтересовались, готовы ли мы к очередному природному ужасу, и попытались убедить нас, что все будет о`кей. А самым убедительным доказательством служило то, что их кот Максик, места себе не находивший перед уже отшумевшими ураганами «Чарли» и «Фрэнсис», на этот раз «спокоен, как сибир-ский валенок» (это в тропиках-то – валенок, да еще сибир-ский!) и развалился на диване – не прогонишь.
Так оно на самом деле и оказалось. «Дженни» обошла Майами с севера стороной, направив основной удар на центральные части полуострова. Да и удар, впрочем, теперь не был таким разрушительным. Ни одного поваленного дерева, лишь поломанные ветки обнаружили мы утром следующего дня по дороге на работу. «Дженни», пошумев дождями и ветрами, ушла дальше.
Тем не менее, поддавшись общему настроению, мы с супругой кое-что предприняли, дабы в следующий раз достойно встретить ураган. То есть попросту съездили в ближайший магазин «Wolgreens» за продуктами, где, выстояв небывало длинную для Америки очередь, затарились консервами, минеральной водой, бананами и персиками. Минералку брали упаковками, продукты – тележками, хотя особой паники не наблюдалось. И также выстояв непривычную очередь на бензозаправке, я залил полный бак горючего. Так, на всякий случай. А вот запастись наличностью мы не успели, банк уже закрылся, а банкомат был пуст.
К вечеру улицы оказались необычно пустынными, в небе стрекотали дозорные вертолеты, магазины и офисы позакрывались, витрины многих из них были заделаны профильными дюралюминиевыми листами, а окна частных жилых домов – забиты листами фанеры и кое-где заклеены крест-накрест разноцветными лентами скотча.
Не обошлось и без «Ивана»
Как и ожидалось, ураган «Фрэнсис» прошел с юго-востока до северо-запада почти через всю Флориду и опять мимо Майами. Снова на дорогах штата возникли грандиозные пробки. Миллионы домов и квартир были без электричества. «Я глубоко сочувствую людям, которые не могут пользоваться кондиционерами, не могут приготовить горячую пищу, у которых нет воды, – заявил губернатор Джеб Буш. – Жарко, влажно, но необходимо терпение».
Том Галлахер, главный финансист администрации Флориды, оценил страховые потери от урагана «Фрэнсис» в сумму от 2 до 4 млрд. долларов. Общие же потери обычно в два раза превышают страховые. Снова многие поля и плантации были затоплены.
Не успела отшуметь «Фрэнсис», как новый харикейн зародился в Карибском бассейне. И ему было присвоено русское имя «Ivan», хотя по-американски оно звучало как «Эйвен». Русскоговорящие американцы сразу назвали его «Ванькой». Ожидалось, что скорость ветра в этом урагане достигнет 160 миль в час, и ему была присвоена наивысшая, пятая категория мощности. Флорида вновь замерла в тревожном ожидании. И очень скоро «Иван» стал не просто «Иваном, родства не помнящим», как какие-нибудь «Чарли», «Бонни» и «Фрэнсис», а «Иваном Грозным». Да-да, так синоптики новый ураган и окрестили. Уже на острове Гренада (Карибы), будучи еще в «отроческой» поре, он разрушил до 90 процентов всех зданий. Было отдано распоряжение об эвакуации всех туристических и частных судов с островов Флорида-Кис.
Я не знаю, почему этому урагану присвоили имя рус-ского царя-самодержца. Может быть, в силу необузданности характера последнего. Однако это говорит о неплохом знании американцами русской истории. Но основные атаки «Ивана Грозного» пришлись не на атлантическое, а на тихоокеанское побережье Америки. Этот ураган отклонился на юг, прошел над Мексиканским заливом и обрушился на Америку с запада. Совершив по ее территории своего рода «круг не почета», вновь вернулся во Флориду значительно ослабленным, снова прошумев над Майами дождями и ветрами, уже ни у кого беспокойства не вызвавшими.
Греют руки на ветру
Осталось только добавить, что люди везде есть люди и кому харикейн – бедствие, а кому... И среди американцев нашлись те, кто не прочь был погреть руки на несчастье многих. В настоящее время правоохранительные органы Флориды расследуют более 1200 жалоб пострадавших от ураганов жителей штата на умышленное завышение цен. Генпрокуратура штата уже подала в суд на две гостиницы, решившие подзаработать на трагедии. В одном из исков мотель Crossroads MotorLodge обвиняется в том, что, рекламируя номера по 45 долларов за ночь, взял с одной старушки, оказавшейся без крыши над головой после урагана, более 60 долларов и оставил на улице двух других пожилых женщин, которые отказались доплачивать деньги за «наплыв посетителей». В другом иске гостиница Days Inn обвиняется в том, что, опять же рекламируя номера по 50 долларов за ночь, заставляла клиентов платить по 100 долларов и более, и это при том, что свободных номеров там было предостаточно.
В соответствии с законами Флориды, призванными оградить граждан от завышения цен во время стихийных бедствий, ответчикам светят штрафы в размере 25 тыс. долларов за «неоднократные нарушения в течение одних суток» плюс еще по 15 тыс. долларов за каждый факт «нарушений в отношении инвалидов или пожилых лиц».
Что же касается Майами и моих личных впечатлений, то добавлю, что поломанные ветки и поваленные деревья с улиц Майами давно убраны, хотя окна некоторых частных домов по-прежнему забиты листами фанеры или профильным железом. Мало ли что! Харикейны – явление малопредсказуемое. Мы с супругой никуда не эвакуировались со своего второго этажа, несмотря на близость океана. Только документы на всякий случай подготовили. Живущие же на первом этаже наши знакомые перенесли к нам компьютер, другую электронную аппаратуру, а сами с маленькими деть-ми провели пару дней в убежище-шэлторе, оборудованном в помещении школы, где даже в туалет приходилось выстаивать очередь. Но отношения вынужденных «квартирантов» друг к другу и отношения властей к ним были самые благожелательные. Ведь несчастье всегда сближает.
И наконец, о нашем личном ущербе от вышеупомянутых стихийных бедствий – он не превысил суммы заработной платы за пару объявленных «нерабочими» дней. Но эта прореха в семейном бюджете не настолько значительна, чтобы о ней говорить.
А вот поволноваться пришлось...
//Юрий ВОРОНИН. Майами, США.