Ранее, если в цепочке сделок с имуществом когда-либо было допущено нарушение законодательства, недобросовестные продавцы, ссылаясь на положения Гражданского кодекса, могли требовать расторжения всех сделок, совершенных с этим имуществом. И, таким образом, пострадавшей стороной оказывались добросовестные покупатели, которые, приобретая недвижимость, не знали о допущенных при ее продаже нарушениях закона.
Поводом для рассмотрения дела стало обращение в Конституционный суд ряда граждан, чьи сделки по приобретению квартир были признаны судами недействительными, поскольку в цепочке сделок с этим имуществом были выявлены нарушения закона.
Рассмотрев доводы заявителей, Конституционный суд пришел к выводу, что положения Гражданского кодекса, обязывающие каждую из сторон возвратить другой все полученное по недействительной сделке, «не могут распространяться на добросовестного покупателя, если это непосредственно не оговорено законом».
Поскольку эти нормы не распространяются на добросовестных приобретателей, Конституционный суд России признал не противоречащими основному закону пункты 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса России, в которых содержатся общие положения о последствиях недействительности сделки.