Старинные фотографии, письма односельчан, утюги, самовары, прялки, веретёна, ткацкий станок и многое другое – обрели в школьном музее своё место. Девяностые годы прошлого столетия, рассказывает учитель истории Наталья Владимировна Кузнецова, были не лучшим временем для деревни. В округе появилось много оставленных и разрушенных домов, тогда и возникла в Березниковской школе идея собрать и сохранить предметы уходящего быта. У истоков школьного музея стояла учитель истории Людмила Баранова. Благодаря её стараниям многие экспонаты нашли в нём своё пристанище, а не сгнили бесследно. А сегодня дело Людмилы Павловны продолжает её коллега Наталья Кузнецова со своими учениками.
Она достаёт пачку писем и фотографий, которые принёс в школу теперь уже бывший её ученик Миша Петров. Он нашёл это в доме своих родственников в деревне Дорки. Александр Иванович Кончиков, один из адресатов переписки, как и многие в этих краях крестьяне, был отходником, работал в Петербурге, а это позволяло семьям жить безбедно. В домах отходников была хорошая посуда, имелись швейные машины, люди хорошо одевались, как говорили тогда – «по-господски», но за это жителей Дорков и Березников, рассказывает учительница, почему-то не любили в Борисоглебске. Всё это выяснилось, когда ребята и учительница начали работать с письмами. Побывали они в ростовском госархиве, побеседовали со старожилами и мало-помалу восстановили любопытные моменты прошлого.
– В одном из писем, – рассказывает Наталья Владимировна, доставая из пачки его и его аналог, переписанный уже одной из школьниц для сохранения оригинала,– находим мы такой случай: жена Александра Ивановича, в общем-то обычная крестьянка, долго объясняет ему, какое платье он должен привезти ей из Петербурга. По описанию оно очень городское. А Александр Иванович, видимо, так, по-мужски, не всё понял из этого, и в своём письме далее расспрашивает её, уточняет, какое же именно. Так, казалось бы, незначительные детали позволяют многое узнать о местных жителях и о времени, когда они жили. Этого не найдёшь в учебниках истории – что носили люди, как вели хозяйство, чем были озабочены. А тут всё просто и по-человечески понятно. В другом письме, датированном уже 1917-м годом, Александр Иванович, например, сообщает семье о беспорядках, начавшихся в Питере, и советует домашним выкопать яму и спрятать туда картошку, чтобы никто не видел. Пригодится, мол.
Эти письма – любимые экспонаты Натальи Владимировны. Она использует их даже на уроках, когда изучает с детьми ту эпоху. А фотографии, которые тоже помог сохранить Миша Петров, словно машина времени переносят ребят на сто лет назад. На них лица, какие не встретишь сейчас ни в городе, ни в деревне – совсем другие люди…
А вот следующая эпоха. Она хоть и не прошлась по Березникам кровавым колесом, но след беды оставила. Здесь была раскулачена и выслана из деревни только одна семья – Феофила Денисова. Он собирался открыть лавку и торговать нитками, иголками и другими нехитрыми предметами домашнего обихода, но ему не разрешили этим заниматься и сочли крупным торговцем. До революции Денисовы тоже числились отходниками, накопили какие-то средства, построили хороший дом, а потом просто искали возможность выжить. Занимались они и сельским хозяйством, выращивая что-то для семьи. В этом им помогали наёмные работники, что тоже потом поставили Феофилу Денисову в вину.
Раскулачивать его прибыла бригада из Ростовского ОГПУ. В школьном музее есть ксерокопия описи конфискованных у Денисовых вещей – подушки, перина, матрас, простая железная кровать, железные ложки, бельевой шкаф, кожаные ботинки, швейная машина – числятся в ней. И продукты – картошка, мука… Отобрали и дом, лишив права проживания в нём престарелую мать семейства – её одну не выслали из деревни. Но как выживала старушка – Бог весть – никаких сведений об этом не сохранилось. Только опись в архиве. Да ещё дом Денисовых, который долго служил селянам. В нём была устроена библиотека. Потом в нём ещё квартировали какие-то учреждения, и только в прошлом году дом Денисовых, оставшись бесхозным, без заботы и ухода окончательно развалился.
Первый опыт устройства в Березняках коммуны был неудачным, продолжает свой рассказ Наталья Владимировна Кузнецова. Хозяева лишь пяти домов объединились в неё. Но лет через пять-шесть здесь вновь взялись за создание коллективного хозяйства, тогда уже 70 крестьянских дворов вступили в него. Назвали они свой колхоз «Краснознаменец». Позднее его переименовали в колхоз имени ХХI съезда КПСС, а потом и в совхоз «Верзино», который объединил под своим началом множество деревень. Хозяйство это было известно всей области. Здесь построили большой овцеводческий комплекс, но что-то не предусмотрели в нём, животные часто болели и гибли. Комплекс развалился, совхоз тоже. И многих деревень, которые когда-то входили в него, уже нет.
– Мы стараемся найти сведения о них, восстановить их историю, выясняем этимологическое происхождение названий, и дети с интересом занимаются этим, пишут работы, – говорит учительница. – Так они лучше узнают историю своей малой родины и всей страны. И хотя пока не выбирают историю в качестве своей будущей профессии, жизнь этому не способствует, но то, что узнали, не пропадёт даром и ещё принесёт свои плоды, – надеется она.
Большой интерес проявляют школьники и к темам, связанным с Великой Отечественной войной. Летопись участия в ней местного населения есть в школьном музее. Её оставил Николай Алексеевич Канаев, когда-то работавший директором школы. Он собрал и передал в музей сведения о невернувшихся с войны земляках. Мы смотрим на эти цифры и поражаемся: из 34 человек, ушедших на фронт из Березников, живыми вернулись 15. А в деревне Зубово из 23 ушедших не вернулись 22 человека.
Один из местных фронтовиков Алексей Гаврилович Пичугин прошёл не только войну, но и немецкий плен. Успел он как бывший военнопленный отсидеть срок и в советских лагерях. Потом, вернувшись, работал в Березниковской школе, преподавал труд и даже был одно время в ней директором. В душе художник и поэт Алексей Гаврилович оставил землякам свои удивительные работы – вырезанные по дереву картины. Они украшали нехитрый послевоенный быт деревенских жителей. Многие из его необычных работ находятся теперь в школьном музее, экспонатам которого могли бы, наверное, позавидовать иные коллекционеры. Шапка-будёновка, нумизматическая коллекция с царскими купюрами и продовольственными талонами времён перестройки, радиоприёмники, старинный патефон… Школьному музею уже тесно в небольшом классе старенькой сельской школы. В девяностые годы планировалось в Березниках строительство нового её здания, но теперь планы эти отодвинулись на неопределённое время. И не только потому, что нет средств на строительство. Катастрофически сокращается количество учеников. В нынешнем 11-ом классе учатся только трое ребят. Столько же в третьем, а ещё в 1998-м году здесь было больше ста учеников, вспоминает Наталья Владимировна.
Но она и её коллеги не унывают. Сколько раз восставала из небытия русская деревня! Разве не этому учит история? Вот и экспонаты школьного музея, работы детей настраивают на позитив.
Одна из последних исследовательских работ, которую проводили школьники, была посвящена исследованию современного быта сельских тружеников. Они, как и во все времена, продолжают упорно заниматься подсобным хозяйством, хоть и появились нынче в сельских магазинах батоны колбасы и заморские фрукты.
– Мы изучали, чем живёт усадебное хозяйство семьи из пяти человек, структуру её производства, – говорит Наталья Владимировна, вот она: – имеет корову ярославской породы, которая даёт по 18 литров молока в день. 12 куриц, от которых получают в день по 8 – 9 яиц. Выращивает до 2-х тонн картофеля, овощи – огурцы, помидоры, кабачки, перец, лук, чеснок. А ещё ягоды, яблоки, собирает дары леса. Не пропадёт сельский житель! Родителям в сельхозработах по-прежнему помогают дети. Деревенские ребята не сидят без дела, могут взяться за подработку, да и просто помочь кому-то из односельчан. Такие тут правила. И это даёт надежду на будущее села, будущее русской деревни.