В рисковые времена ледостава и водополицы, преодолевая коварный простор реки, люди гибли каждый год. А порой на реке случались и истинные трагедии. Так, в пятидесятые годы в бурную погоду здесь погибли почти два десятка школьников и речник, пытавшийся их переправить через реку.
На двенадцатиметровой глубине Волги, между правым и левым берегами, и сейчас найдёшь много чего, говорящего о бедах нашей «дороги жизни», связывающей Мышкин с Ярославлем, Рыбинском и большей частью области – успокоились машины, мотоциклы, разные грузы. Не всем лихим ездокам удавалось одолеть семисотметровый простор реки. Смельчаков всегда хватало, но хватало и несчастий. Достаточно сказать, что среди мышкарей, взятых Волгой, даже первый секретарь райкома партии товарищ Турцевич..
Этот «мышкинский Чапаев» лично сам за рулём «Эмки» пытался прорваться по плохо замёрзшей реке на правый берег. И едва не преуспел! Дважды вырывался из ледяных ловушек и его автомобиль, несущийся на предельной скорости, а в третий раз машина, как торпеда, ушла под рухнувший лёд.
Да много всего было, тонули мотоциклы, грузовики, тракторы... И всё это так «достало» мышкинцев, что они научились на каждую зиму строить через Волгу капельную «ледовую дорогу», укладывая в неё по нескольку слоёв длинного фашинника (берёзового молодняка), проливая и намораживая воду, а то и тросы прокладывая. И эту технологию освоили уже так крепко, что считали себя победителями в борьбе со стихией. Бывало, уж вся Волга течёт, уж лодки спущены, а мощная зимняя дорога всё ещё неколебимо стоит!
Но победило мышкинцев другое зло, а именно – глобальное потепление и тёплые воды от Угличской ГЭС. И не стало больше никакой возможности строить ледовые дороги. Напрасно мышкинцы придумывали разные новые способы избегнуть бед. Даже к Президенту России Дмитрию Медведеву обращались, когда он со своей супругой почти на целый день приехал в Мышкин. И долго с ним беседовали, прося построить у нас мост через Волгу. Президент отнёсся к этому сочувственно, но тут грянул мировой финансовый кризис, встали тяжкие проблемы с софинансированием, и всё это отодвинуло на самые дальние планы всякую возможность обрести желанный мост. Эх, видать, так вековечно и платить тяжёлую «дань» Волге-матушке!
Но! Помощь пришла совсем с неожиданной стороны. И помощь очень действенная.
Проблемой заинтересовались угличские портовики. Они поразмыслили: если в Мышкине восемь, а то и девять месяцев в году успешно и прибыльно работает переправа, то почему бы ей в условиях потепления не поработать и зимой! И они пошли на смелый эксперимент. Прислали в Мышкин очень мощный буксир «Угличанин», продумали маршрут зимнего движения «спарки» буксир – паром, бросили вызов зимней стихии.
Под гром и треск молодого льда паром уверенно пробивался по заледеневшей волге, надёжно связывая левый берег с правым. Кажется, всё в порядке? Но зима бросила речникам свой вызов – встали двадцатипятиградусные морозы! Вот это было противоборство! По окутанному морозным белым туманом ледовому «каналу», то и дело схватываемому морозом, «Угличанин» ходил как заправский ледокол. Ему даже и по ночам приходилось выходить в рейсы, поддерживая незамёрзшей «дорогу жизни».
И путники, сперва не слишком поверившие в затею речников, уже твёрдо верили в успех, и к причалам левого и правого берегов дружно собираются к каждому рейсу десятки автомобилей. Похоже, что идея речников доказала свою жизненность. И уж не лучший ли это подарок всем мышкинцам и не полный ли отказ Волге в сборе её древней дани?