– Загудят-то они загудят, только предстоит им нынче пройти далеко не по всему яровому клину, – говорит начальник консультативно-экспертного отдела растениеводства департамента АПК Анатолий Корнилов. – Сев картофеля, яровых культур сократится на 17 тысяч гектаров. Яровых зерновых будет посеяно 68,2 тысячи га, однолетние травы займут 15 с половиной тысяч гектаров, посадками картофеля предполагается занять 3 тысячи га, столько же – льном. Овощи будут размещены на 200 гек-тарах.
– В чем же причина сокращения площадей?
– Их несколько: недостаток финансовых средств, сильно устаревшая техника... По бумагам, ее вроде бы хватает, в том числе тракторов, но многие из них уже «глубокие пенсионеры» – им по 15, 20 и более лет. Трактора и другая техника обновляются всего на 1 – 2 процента.
– И еще одна беда, – дополняет картину начальник консультативно-экспертного отдела по вопросам механизации и электрификации департамента АПК Александр Куликов, – катастрофическая нехватка механизаторов. В хозяйствах свыше 6 тысяч тракторов, около 900 зерноуборочных и 500 кормоуборочных комбайнов. А вот механизаторов на сегодня в области всего 3700 человек.
Чтобы добраться до причин кадровой текучки, глубоко и «пахать» не надо. В первую очередь это повсеместно низкая зарплата. Далее: многих механизаторов, особенно молодых, не устраивают условия труда. Потому они стабильно дают тягу в направлении больших городов. Уезжают и из пригородных хозяйств, и из глубинки, в том числе из вполне благополучных сельхоз-предприятий. Едут в Рыбинск, Череповец, Ярославль, Питер и даже в Москву, где работают вахтовым методом. В дополнение к этому изменилась нынче схема финансирования той же посевной. Раньше выручали субсидии хозяйствам в счет продукции животноводства.
– Сейчас финансирование идет через казначейство, – говорит Александр Куликов. – То есть сельский департамент уже не уполномочен распоряжаться деньгами хозяйства, чтобы, к примеру, направить их в конкретную нефтяную компанию и обеспечить сельхозкооператив нефтепродуктами.
Иными словами, каждый вынужден теперь действовать самостоятельно. Но финансовое положение большинства из 360 хозяйств области плачевно. Региону сегодня на весенне-полевые работы требуется около 8 тысяч тонн дизельного топлива, а еще неделю назад в хозяйствах его имелось всего 700 тонн; бензина требуется 3 тысячи тонн, а в конце первой декады апреля в наличии его было лишь 300 тонн. По сравнению с прошлым годом цены на горючку вздыбились почти на 60 процентов! Сокращение площадей под яровые зерновые на 17 тысяч гектаров – в немалой степени следствие дефицита горючего.
«Славнефть» нынче пошла на некоторые послабления в системе расчетов за поставки горючего. На основе соглашения компании с департаментом АПК хозяйствам предоставляется отсрочка платежей под определенные гарантии. Это могут быть поручительство администрации конкретного муниципального округа, обязательства предприятий перерабатывающей промышленности, в конце концов – имущество самого хозяйства. Выгода от этого соглашения все же обоюдная, поскольку держателям горючки нет смысла терять такого массового потребителя, как сельхозсектор.
Впрочем, на каких бы разумных началах ни заключались соглашения на поставку горючего, без денег, пусть и уплачиваемых в рассрочку, никто сейчас ничего не даст. Как их сэкономить?
Департамент АПК области с некоторых пор последовательно внедряет политику энергосбережения. Применение широкозахватных культиваторов позволяет качественно готовить почву за один проход. В Ярославском РТП наладили производство ножевых борон, использование которых дает аж пятикратную экономию горючего.
– Вначале мы закупали подобные агрегаты в Финляндии и Прибалтике, а когда поставки оттуда сократились, был заключен договор о налаживании совместного производ-ства, – говорит Александр Куликов. – 40 единиц энергосберегающей почвообрабатывающей техники уже прописались нынче в Ярославской области.
Выручают и МТС (машинно-технологические станции). Они есть в Большесельском, Переславском, Даниловском, Ростовском, Некоузском рай-онах.
– У государства, кажется, имеется должок перед нашими хозяйствами по «стихийной» статье?
– Действительно, – подтверждает Анатолий Корнилов. – Бюджет обязан сельхозтоваропроизводителям выделить деньги по статье «Возмещение убытков по стихии» за 2003 год в размере 52 млн. рублей. На первый и второй кварталы селянам по графику финансирования будут выплачены денежные средства – 73,5 процента, а также за молочную продукцию, реализованную в четвертом квартале прошлого года (70 процентов). И деньги эти есть на что потратить: на минеральные удобрения, горючку, запчасти.
– Как обстоят дела с удобрениями?
– Очень сложный, больной для нас вопрос. К сожалению, из года в год количество вносимых в почву минеральных удобрений у нас неуклонно сокращается. Если в 2004 году было внесено на гектар 8,6 кг действующего вещества, то нынче на первую декаду апреля было запасено 2,4 кило д. в., то есть в лучшем случае эта цифра дорастет до 5 килограммов на гектар. Этого крайне мало. Минералку могут себе позволить лишь те хозяйства, которые располагают свободными оборотными средствами.
– А органика?
– Тоже не особо густо. Всего вывезено за зиму на поля чуть более полумиллиона тонн «золота». Причем в основном только под пропашные куль-туры.
Несмотря ни на что, есть хозяйства, где постоянно выращивают стабильные урожаи. В 2004 году в ОПХ «Михайлов-ское» получили зерновых 27,4 ц/га и картофеля 210 центнеров с гектара. В ПСК «Родина» вырастили «второго хлеба» 250 ц/га, а годом раньше – 300 центнеров. В агрофирме «Пахма» урожай зерновых в прошлом году был 26,5 центнера, а в гаврилов-ямской «Новой жизни» – 27,8.
– Анатолий Николаевич, лет 20 назад, помнится, специалисты из Голландии на базе совхоза «Пахма» проводили семинары, куда приглашались руководители и работники хозяйств области. Тогда за голландскую технологию в Ярославском, Ростовском, некоторых других районах ухватились обеими руками. Урожаи были по российским меркам прямо сказочные. «Сказка» закон-чилась?
– Я бы так не сказал. В 2004 году по этой методе в области выращивался картофель на 453 гектарах и на 525 га – с элементами голландской технологии. Это в основном в Ярославском, Ростовском, Рыбинском, Некрасовском районах. Кстати, в Рыбинском и Ярославском районах на 68 гектарах выращивается рассада кассетным способом. Нынче будем расширять посевы таких перспективных сортов картофеля, как «петербургский», «скарлетт», «альваро», а также постараемся внедрить в ярославскую почву сорта белорусской селекции. Хозяйства, кстати, уже заказали 65 тонн семян элиты сортов «журавинка», «одиссей».
– Читатели наши звонят, жалуются, дескать, цены на картофель нынче ой как кусаются.
– Связано это с тем, что в частном секторе картофель не уродился по многим причинам, прежде всего из-за поражения фитофторой, так как погода была в период вегетации неустойчивая, весна и лето – холодные, осенью – дожди. Обработка против фитофторы практически не проводилась. В большинстве регионов с картошкой также была напряженка. В то же время в тех хозяй-ствах, где тщательно следят за ростом и развитием растений, вовремя проводят обработку против фитофторы, результат налицо. В «Пахме», «Родине», «Киргизстане», в сельхозпредприятии имени Дзержинского и некоторых других выращивают доброт-ные урожаи, и цена на картофель, продаваемый со склада, зимой не превышала 7 рублей за килограмм и только к весне повысилась до 10 рублей.
Специалисты департамента, отвечающие за весенний сев, не склонны форсировать события, призывать к «ударной битве за урожай», а уж тем более приурочивать посевную кампанию к «красным датам» – Первомаю или Дню Победы.
– Мы нацеливаем хозяй-ства лишь на одно – чтобы земледельцы закладывали семена в спелую, хорошо подготовленную почву, что гарантирует при прочих равных условиях дружные всходы, а затем и получение высокого урожая, – говорит Анатолий Корнилов. – А что касается народной пословицы «Ранний сев к позднему не ходит в долг брать», то реальная действительность –скажем, отсутствие горючего – запросто может внести радикальные коррективы в любую, даже самую достоверную крестьянскую заповедь. Впрочем, от народной мудрости тоже особо далеко нельзя отступать. Я в том смысле, что если уж приступили наконец к севу, то его надо завершать в максимально сжатые сроки.