Как и журналистам, награжденным пришлось постоять в очереди. Для них был открыт один вход в здание, где все гости пропускались через рамку металлоискателя.
Вслед за нами к парадному подъезду подвезли на черном «Мерседесе» вице-спикера Госдумы РФ Любовь Слиску, которой в этот день должны были вручить свидетель-ство о присвоении звания «Заслуженный юрист России». Сначала из машины появился ее рослый охранник. Увидев, что начинается дождь, он достал зонт и лишь потом открыл дверь и помог выйти своей патронессе. Так она и стояла в очереди – под зонтиком и с охранником, который был на две головы выше.
В Екатерининском зале всех награждаемых сотрудники службы протокола рассаживали «по интересам». Музыкантов усадили рядом с модельером Валентином Юдашкиным, двух олигархов – Алишера Усманова и Петра Авена, беспрерывно что-то обсуждавших, тоже разбивать не стали. Только экс-главе Российских железных дорог, а ныне советнику премьер-министра Геннадию Фадееву не сразу нашли место.
Президент пришел на церемонию с опозданием. После того как отзвучали фанфары, он взял заготовленную речь и начал отмечать заслуги собравшихся – «выдающихся и целеустремленных людей, труд которых лег в основу экономических и научных прорывов, укрепил социальное здоровье нашего общества».
Глава государства особо выделил художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина, награжденного орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, а также актрис Людмилу Касаткину (тот же орден III степени) и Анастасию Вертинскую (орден Почета).
Вручение проходило по привычной схеме: президент брал награду, вешал ее на шею или прикалывал на грудь лауреата, разворачивался для парадного фото и опять застывал в ожидании нового номинанта. Были как случайные, так и заготовленные экспромты.
Главным образом певцы, как натуры особо тонкие, не смогли сдержать чувств и признавались в любви Родине, родителям и президенту. Награжденный орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени Валерий Леонтьев (на снимке – справа) произнес короткий спич:
– Я испытываю сейчас чув-ство, может быть, даже неразумной гордости. Я не подарил миру реакции холодного термоядерного синтеза, не изобрел эликсир вечной жизни, хотя очень старался. Я просто пел. И надо отдать должное тем, кто это слушал.
Постригшийся под ноль певец Александр Буйнов сказал, что церемония заставила его волноваться, как ребенка.
– Я думал, все обойдется спокойно, но сердце выскакивает из груди, как на гонках за выживание, – пафосно произнес певец, получив орден Почета. – Мать дала мне музыкальное образование, отец воспитал воина, президент оценил заслуги. Все это Родина. Спасибо, Родина!
Надежду Бабкину, награжденную орденом Дружбы, с ее рубиново-черным мелированием было просто не узнать. Выйдя к трибуне, она попросила у президента разрешения... спеть. Получив согласие, Бабкина затянула: «Горькие слова нам прости, Родина. Слишком непростые пути пройдены...».
Вице-президент РАН Николай Платэ, награжденный орденом «За заслуги перед Отече-ством» II степени, от имени группы академиков по-благодарил президента за «мудрое и внимательное отношение к науке».
И только владелец и глава «Альфа-банка» Петр Авен (чье состояние оценивается в 1,7 млрд. долларов по рейтингу «Форбс-2005») и глава «Газ-проминвестхолдинга» и владелец двух горно-обогатительных комбинатов Алишер Усманов (2 млрд. долларов) не благодарили главу государства за награды. Кто-то из журналистов, глядя на шоколадный загар Авена, пошутил: «Авен стал похож на Гусинского». Другой его одернул: «Не шути так, это плохо кончается».
После награждения всем вынесли шампанского. Президента плотным кольцом окружили выдающиеся люди России. Самые смелые хотели выпить на брудершафт, другие просто фотографировались на память. Поговорив с награжденными минут пять, Путин ушел заниматься другими государственными делами.