Дело не в том, что Савичева дурная певица. Как раз нет. При удачном стечении обстоятельств она вполне могла бы надеяться на непозорное место в финальной таблице. Но ей чертовски не повезло, причем дважды: с песней и с выбранным имиджем. Песня – англоязычная «Believe me» («Поверь мне»), написанная Максимом Фадеевым, не обладает решительно никакими достоинствами.
Впрочем, справедливости ради следует сказать: даже если бы Юля спела восхитительно, а песня была много лучше, расклад остался бы тем же: в этот раз особенно явственно высветился тот факт, что голосование проводилось по принципу «рука руку моет». Белоруссия выкатывает высший балл России, Греция ставит на 1-е место Кипр, Кипр – Грецию, Германия – Турцию, Норвегия – Швецию, Монако – Францию. Чтобы победить в такой ситуации, надо как-то особенно выделиться.
Именно это и сделала Руслана, совсем неизвестная в России и вполне популярная на Украине (ее альбом «Дикие танцы» продался тиражом в 100 тысяч экземпляров и стал платиновым). Руслана представила крайне энергичную версию того, что на Западе делает певица Шакира, но только балканизированную, украшенную дикими прикарпатскими дудками и карнавальными барабанами. Легко заметить, что точно так же аранжированы и все альбомы Верки Сердючки: по всей видимости, на Украине сейчас подобная музыка особенно популярна. А победоносный результат Русланы показывает, что нравится такая музыка не только жителям Львова и Киева.
Для нас же победа Русланы имеет особое значение: в который уж раз оказывается, что импортированная с Украины музыка нагло побеждает российскую. Сперва россияне узнали, что рок на украинском может быть ничуть не хуже, а то и лучше русского, – когда в Россию привезли «Вопли Видоплясова» и «Океан Эльзы», затем – что украинцы делают отличный рэп («Танок на майдани Конго» etc.), а в прошлом году самыми популярными в России поп-артистами стали все та же Верка Сердючка и украинская «Виа Гра». Более того, всерьез рассматривался вариант, что в Стамбул от России поедет кто-нибудь из них. Теперь уже нет причин сомневаться, что Сердючка вполне могла бы занять на «Евровидении» даже и первое место: она делает то же самое, что и Руслана, но еще смешней, ярче и увлекательней. И уж точно заметней. Беглый опрос всех, кто смотрел в эту ночь «Евровидение», показывает, что больше других запомнились турецкие участники, сыгравшие развеселый ска, и Руслана. Если это и есть новая европейская мода, то в следующий раз нам нужно непременно двигать Сердючку или хотя бы «Дискотеку Аварию». Они уж точно всех сделают.
Валерий БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, экс-продюсер Алсу:
– Исполнительское мастерство и профессионализм команды Русланы были намного выше, чем той же Юлии Савичевой.
Что же касается Савичевой, она была не готова к этому выступлению по нескольким причинам. Первая: она не прошла через горнило работы артиста в классическом понимании. Она – продукт телевизионного шоу. Никакого отношения к тому, что происходило на сцене в Турции, это не имеет. Девочка харизматически недостаточно ярка, энергетически недостаточно объемна, слабо пела. Я не знаю ее вокальных данных, но пела она мимо нот. Она представляла не Россию и даже не Первый канал, который ее туда отправил. Она представляла «Фабрику звезд» – любимое детище Первого канала. Это телевизионный продукт. У его директора г-на Эрнста, насколько я понимаю, помимо «Евровидения» еще очень много проблем и головных болей. Вот закончилось это, через недельку надо начинать следующее. Должна быть команда, и не та, которая готовит телевизионные проекты. Это другой бизнес. Они отличаются, как фигурное катание от хоккея: и там и тут лед, и там и тут коньки. Но все разное. Никакого отношения к телевидению это не имеет. Поэтому специалисты должны быть другого профиля.
Андрей МАКАРЕВИЧ, музыкант:
– Мне крайне неинтересен этот конкурс, артисты, которые на нем выступают, и музыка, которая там звучит. Совершенно нелюбопытное зрелище. Я вообще не люблю, когда из музыки устраивают чемпионат по футболу. Что касается результатов – что имеем, то и получили. Нет, а что вы хотели? Даже комментировать как-то не хочется.
Михаил ТОПАЛОВ, продюсер Smash:
– Я бы не стал называть провалом выступление Юли. На мой взгляд, на такие мероприятия нужно посылать готовый продукт, а не начинающих исполнителей. Это все-таки не «Фабрика звезд», а профессиональный конкурс. Отправлять туда девочку, которая только-только испеклась на «Фабрике» и у которой в репертуаре одна песня, не очень правильно. Нужно представлять не полуфабрикат, а законченный результат. В этом и есть основная проблема.
Что касается украинской девочки, у нее есть природная энергетика, которая является главной для любого артиста на сцене.
Все наши участники «Евровидения» отправлялись на конкурс без учета того, кто является основной аудиторией этого конкурса. Как можно себе вообразить, что взрослые женщины, тетушки будут голосовать за группу «Тату», которая представляла Россию в прошлом году? Ведь вы знаете, что «Евровидение» называют «конкурсом домохозяек». Не следует забывать, что конкурс достаточно политизирован. На общем фоне внешней политики России и на том фоне, как ее оценивает западноевропейское сообщество, ожидать, что Западная Европа как-то поддержит Россию, было наивно. Меня удивляет, что из года в год едут исполнители, которые не имеют никаких шансов на победу. В то же время с учетом политического аспекта конкурса я не верю, что нашей стране в ближайшие годы могут дать первое место...
«Известия.ру».