– Аркадий Иванович, одна из главных программ союза Беларуси и России – «Программа дизельного автомобилестроения» – вот уже пять лет реализуется ярославскими предприятиями. Насколько она отвечает интересам области?
– Помните, как в 1998 году ярославские рабочие, добивавшиеся погашения полугодовой задолженности по зарплате, пообещали перекрыть Северную железную дорогу в знак протеста? Так вот, данная программа сыграла решающую роль в стабилизации обстановки, обеспечив людей работой и зарплатой. Понимая все это, мы вместе с губернатором Анатолием Лисицыным приняли самое активное участие в разработке антикризисной программы, и первые 500 миллионов рублей, которые были выделены на программу «БелРусАвто», пришли с непосредственной помощью РСПП. Как видим, результат налицо.
– Что, на ваш взгляд, послужило причиной кризиса, возникшего на предприятиях ярославского автопрома?
– Кризис возник не на пустом месте. Мы все знаем, что Россия крайне нуждается в автомобилях Белорусского автомобильного завода. В свою очередь белорусы не могут обойтись без двигателей Ярославского моторного завода. Когда рассыпался Советский Союз, мы остановили добычу угля на открытых разрезах, потому что у нас не стало белорусских автомобилей БелАЗ. Такая же картина с «Ростсельмашем». Это предприятие собирало зерноуборочные комбайны, а двигатели для них делал харьковский завод «Серп и молот», который, в свою очередь, получал комплектующие от Бобруйского завода резинотехнических изделий. В конечном итоге пострадали крестьяне, вынужденные из трех комбайнов собирать один! Отсюда вывод: должна быть единая промышленная политика развития производства, в частности грузовиков на базе ярославских двигателей.
– Аркадий Иванович, приближаются парламентские выборы. Как вы считаете, Государственная Дума в силах повлиять на решение тех проблем, о которых вы говорите?
– Естественно. Она может повлиять как в лучшую, так и в худшую сторону. Вот, например, недавно Дума впервые приняла бюджет-2004 в двух чтениях без единого замечания. Я этого не понимаю. Бюджет-2004 совсем не идеален, и замечания должны были, в числе прочих, сделать и ярославские депутаты...
– Так каким же тогда, по вашему мнению, должен быть депутат вообще и депутат от Ярославля? Какими чертами характера ему надо обладать?
– Это вопрос из области философии. Какой жизненной философии придерживается депутат, таковы его позиция и конкретные действия. Нужно в первую очередь думать о людях. Депутатам надо работать так, чтобы у избирателей не было повода перекрывать железную дорогу. В нынешней Думе есть люди, которые с отдачей работают для своих избирателей. Так надо и ярославцам выбрать депутата, который защищал бы их интересы! Это должен быть человек высокой квалификации, знающий проблемы Ярославщины, России, Союзного государства. А главное, чтобы он по характеру был бойцом.
– А как вы относитесь к тому, что интересы регионов нередко защищают москвичи? У нас многие недоумевают...
– В этом ничего страшного нет. Ярославль и Москва – рядом. За считанные часы на машине можно доехать. К тому же опыт подсказывает, что ряд депутатов, находясь в Москве, делают для избирателей даже больше, чем если бы они постоянно жили в своем округе. В Совете Федерации от Ярославской области успешно работает сенатором Виктор Константинович Глухих. Он является москвичом, но делает все возможное для поддержки ярославской промышленности, решает социальные проблемы области. Еще добавлю, что многие ярославские проблемы решаются только в Москве. И нужно знать, как их решать и с кем говорить. И кстати, как раз новому составу Думы предстоит принимать закон о промышленной политике, проект которого сегодня уже разрабатывают эксперты РСПП.
Беседовал Иван БЕЛОВ.