Недавние репортажи о еще более сокрушительных паводках во Франции и Испании лишний раз убеждают нас: трудно ждать милости от природы после того, что мы с ней сделали. Что будет с Ярославлем, если стихия пошлет городу более суровые испытания? Денег нет, работы тоже Еще десять лет назад на этот вопрос вообще некому было ответить, так как за ливневую канализацию отвечало много разных структур, но конкретно никто. Сегодня такая организация создана. Это муниципальное унитарное предприятие РиОГС (ремонт и обслуживание гидросистем). Вот, правда, значение этой службы отцы города еще не оценили по достоинству. Такой вывод напрашивается уже при попытке разыскать РиОГС. На окраине Ярославля, на Магистральной улице, этой коммунальной службе выделены убогие строительные бытовки, сложенные из бетонных панелей. Ей же отдали и территорию бывшего склада стройматериалов и конструкций. Впрочем, внутри бытовок стараниями хозяев создан вполне приемлемый для работы уют. Здесь я и встретился с директором РиОГСа Сергеем Бушковым. – Потоп Ярославлю, конечно же, не грозит, – успокоил он. – Для того и организована наша служба, чтобы вовремя ликвидировать тромбы в системе водоотведения, но финансируют нас, как и всю систему ЖКХ, катастрофически бедно. Поэтому пока с трудом справляемся. Что будет дальше, зависит от изменения отношения к коммунальным службам в стране и городе. Это пессимистическое «пока» расшифровывается так. Еще не успевшее отметить свое десятилетие РиОГС сжимается, как шагреневая кожа. На балансе у него 250 километров городской ливневки из общих 400 км сетей. 150 приходится на дорожно-эксплуатационные участки Дзержинского и Фрунзенского районов, городское ДЭУ. Но в особо сложных случаях бригаду из РиОГСа могут направить и им на помощь. Пока еще служба располагает техническими возможностями быстро прочистить засорившийся участок трубы. Есть 4 гидродинамические машины, развивающие давление в 150 атмосфер. Эта гидропушка и выстреливает пробки из ливневки. Есть 4 илососа – специальных насоса для удаления из колодцев накопившейся грязи. Но износ этих механизмов 70 процентов. Был когда-то сильный ремонтно-строительный участок, который в год вводил в строй по 2 километра новых сетей. Сейчас ни на новое строительство, ни на капитальный ремонт у города нет средств, поэтому участок сократили, и служба в состоянии лишь устранять аварии и делать мелкий ремонт гидросистем. Вместо положенных 12 миллионов в год РиОГСу выделяется 7 млн. рублей. Это слезы. Депутаты! После ливня пешком марш! Чтобы горожане и в дождь ходили и ездили по городу, аки посуху, на самом деле нужны даже не эти 12 миллионов, а серьезные многомиллионные инвестиции на протяжении нескольких лет, чтобы спроектировать и полностью реконструировать ливневую систему. Сергей Николаевич показывает мне проект ярославской ливневки, которому в этом году исполнилось ровно 90 лет. Он был заказан при городском голове Александре Ивановиче Вахрамееве рижским инженерам и выполнен в 1913 году. А оказался он у Бушкова потому, что финансировал заказ Ярославский городской банк, где его прадед Александр Дмитриевич Бушков был управляющим. В архиве Сергей Николаевич раскопал этот проект не просто любопытства ради. – Очень серьезно тогда отцы города отнеслись к водоотведению, – говорит он. – Они заказали проект с учетом не только поверхностного ливнестока, но и дренажа фундаментов зданий. Осуществить его помешала первая мировая война. За годы советской власти и потом генеральный план ливневой канализации Ярославля так и не появился, она выполнялась участками, по мере застройки. Теперь то, что заложено строителями прошлых лет, уже не выдерживает серьезных испытаний вроде недавних ливней. Ливневые коллекторы сегодня представляют собой запутанную, как больные корни, систему, потому-то все сложнее и сложнее при строительстве входить в существующие геодезические отметки. Ливневка должна быть самотечной. Об этом в пояснительной записке к проекту писали и дореволюционные инженеры. Если вода течет со скоростью менее 0,7 метра в секунду, принцип самотечности не работает, трубы заиливаются. Это все сейчас и видят. То есть при правильном устройстве коллекторов наши гидродинамические машины не потребовались бы, быстрым течением в паводок трубы промывались бы сами. Нужна полная реконструкция ярославской ливневки, а это большие деньги. Руководством города заказан генеральный план Ярославля. Когда он будет готов, к нему привяжут и ливневую систему, которая бы без труда справлялась с паводками более сильными, чем те, что мы на днях испытали. Но для этого и мэрии, и депутатам муниципалитета необходимо ощутить важность проблемы, которая в буквальном смысле назревает у них под ногами, скрытая до поры асфальтом улиц и напоминающая о себе только в экстремальных ситуациях.