То, что сегодня происходит на черноморском побережье России и в крупнейших городах Европы, ученые называют так: новая климатическая реальность. Многочисленные теории и гипотезы о глобальном потеплении, парниковом эффекте и техногенной нагрузке на планету наконец перешли в сугубо практическую плоскость. Климат перестал быть прогнозируемой величиной, сетуют ученые. А это значит, что в глобальном плане становятся менее предсказуемыми и все прочие параметры жизнедеятельности планеты, в том числе социальные, политические и экономические. Какова же она, эта новая климатическая реальность?
Человек - это звучит страшно
Неутешительный вывод сделали на днях эксперты Кассельского центра системных исследований окружающей среды (ФРГ): если содержание углекислого газа в атмосфере продолжит и далее увеличиваться, катастрофические наводнения будут обрушиваться на северные и восточные регионы Европы с периодичностью один раз в 50 лет. В зоне риска окажется треть территории континента. Напротив, обширным частям юга (40 процентов территории) угрожает тотальная засуха.
Если выбросы углекислого газа в атмосферу останутся на нынешнем уровне, то к 2100 году температура воздуха на планете поднимется на 6 градусов, а уровень Мирового океана - почти на метр. Каждый лишний градус означает испарение Мирового океана, то есть увеличение на 7 процентов объема влаги, попадающей в атмосферу и выливающейся на землю в виде дождей. "Сегодня мы тонем в последствиях 100-летней индустриализации", - так оценивает нынешнее европейское наводнение германский министр по делам окружающей среды Юрген Триттин. "Большинство климатических проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, носят рукотворный характер", - уверен Фридрих-Вильгельм Герстенгарбе из Потсдамского института исследования климата.
"Мы стоим на пороге глобальной смены климата", - утверждает Кристиан Шёнвизе из университета Франкфурта-на-Майне. По его мнению, в последние годы европейские наводнения утратили локальный характер и теперь все чаще охватывают громадные регионы - от Эльбы до Северной Италии.
Шёнвизе и его коллега из Свободного университета Берлина Кристоф Гатцен убеждены, что главная причина нынешнего наводнения - погодный феномен Эль-Ниньо. Океаническая циркуляция устроена так, что вдоль берегов Южной Америки проходит холодное течение, которое несет воду от Антарктиды. Раз в несколько лет в результате влияния Эль-Ниньо происходит сбой этой обычной циркуляции, и огромная акватория площадью в 25 млн. кв. км заполняется очень теплой водой, такой, какой она должна быть под экватором, то есть с температурой 25 - 30 градусов. В результате этого происходят мощнейшие катаклизмы. На обычно сухое побережье западной части Южной Америки обрушиваются разрушительные дожди. И напротив, в это же время в Австралии и Индонезии полыхают лесные пожары в результате страшнейших засух.
Не все так страшно?
Нечто подобное происходит и совсем недалеко от нас и оказывает мощное влияние на европейский климат и на климат всей России - это так называемое североатлантическое колебание. Похожесть заключается только в том, что и здесь вовлечены в дело водная и воздушная стихия. А механизм, собственно, тот же самый: сбой регулярной циркуляции в Северной Атлантике. В северной части Атлантики происходит образование холодных глубинных вод, а Гольфстрим приносит теплую и очень соленую воду из экваториальных и субэкваториальных широт. И вот этот процесс в результате изменения полей давлений, скорости ветра может изменяться. От влияния Гольфстрима, от интенсивности водо- и теплообмена в Северной Атлантике зависят сила и регулярность западных ветров, которые полностью формируют климат всей Европы, в том числе и России. Основное направление движения ветра над всей Европой - западное. Это приносит нам теплый и влажный воздух. Временами этот процесс может ослабевать. И тогда климат над Европой и над Россией холодает. Это результат сложного нелинейного характера поведения климатической системы. Руководитель лаборатории климатологии Института географии РАН Александр Кренке, например, считает, что серьезные природные аномалии, как правило, могут быть вызваны случайными климатическими отклонениями, а аномалии меньшего порядка являют собой последствия глобального изменения климата и индустриализации. В сегодняшней климатической эпохе количество природных аномалий значительно возросло, но это, по мнению Кренке, еще не повод считать, что источником таких изменений является глобальное потепление или результат человеческой деятельности. Начальник лаборатории обобщенных прогнозов Гидрометцентра РФ Марк Найтшуллер высказался следующим образом: "Никакой связи с глобальным потеплением я не вижу. Все это выдумки несведущих дилетантов. Ясно одно: над Европой сложилась уникальная атмосферная ситуация. Почему она сложилась, наука сегодня ответить не в состоянии".
Ведущий научный сотрудник лаборатории климатологии Института географии РАН Андрей Смакин считает, что если рассматривать глобальное потепление климата как причину возникновения стихийных бедствий, то здесь установить взаимосвязь очень сложно: "Это можно сделать, детально проанализировав ситуацию постфактум. Чтобы выявить изменения климата, необходимо изучить режим погоды в среднем за тридцать лет". Но вся штука в том (правда, метеорологи об этом скромно умалчивают), что, изучая климат сегодня, они используют устаревшие климатические нормы - среднее значение климатических параметров за 30 лет. Действующая сейчас климатическая норма "1961 - 1990 годы" уже не отвечает сегодняшним потребностям. Замена климатических норм происходит раз в десятилетие. Пока провернется вся эта машина формирования норм, проходит минимум три года. То есть раньше 2003 года новые нормы не появятся. Это не потому, что метеорологи плохо работают. Просто нужно представлять себе, с какими гигантскими массивами информации им приходится иметь дело. Причем такая ситуация не только в России, но и на Западе.
Космос, Солнце и вулканы
Но если уж наука не имеет возможности четко определить причины какого-либо явления, то ей вполне по силам строить предположения относительно его возникновения. Например, климатологи в поисках объяснений случившегося считают, что обязательно следует учитывать и внешние причины изменения климата. Первая - это, безусловно, астрономический фактор, то есть положение Земли на гелиоцентрической орбите, по которой наша планета ходит вокруг Солнца. Важно и то, насколько далеко Земля отстоит от Солнца, и то, каким боком она к нему повернута. Одним из астрономических факторов, влияющих на климат, является угол наклона оси вращения Земли к плоскости эклиптики. Когда он становится больше и Солнце светит на полярные шапки, то и климат на всей Земле теплеет. Когда солнечные лучи скользят вдоль полярных местностей, климат становится более холодным. Например, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией планетарной циркуляции и гелиогеофизических исследований Гидрометцентра РФ Николай Сидоренков предложил новую методику анализа земных катаклизмов, которые, по его мнению, зависят во многом от изменения скорости вращения Земли. Как считает ученый, "скоростной пик" вращения нашей планеты способен вызывать крупномасштабные засухи и вообще резкие смены погоды.
Другой фактор - это солнечная активность. Существует в науке такая величина, которую называют "солнечной постоянной". Это тепловой поток, который Солнце поставляет на внешнюю границу земной атмосферы. Его уровень может меняться на несколько десятых долей процента. Но если в соответствии с законами теплофизики рассчитать температурный эффект в результате такого изменения, то выяснится, что этого вполне достаточно для изменения температуры земной поверхности примерно на полградуса или целый градус.
И еще один фактор - вулканическая деятельность. Установлено, что в годы или десятилетия, следующие за мощными извержениями вулканов, температура земной поверхности падает. Почему это происходит? Вулкан выбрасывает в атмосферу огромное количество кислот в виде мельчайших аэрозолей. Капли размером в несколько микрон могут жить в стратосфере годами, не опускаясь на Землю. Они формируют аэрозольные облака, которые экранируют Землю от солнечного излучения.
Тепло! Еще теплее...
Авторитетный российский климатолог профессор Владимир Клименко, например, придерживается такой точки зрения: "Сегодня мы имеем дело с достаточно быстро нарастающим глобальным потеплением, но оно должно когда-то закончиться, в противном случае нам грозит самая настоящая катастрофа". Катастрофическим потеплением, по мнению Клименко, может считаться потепление в среднем по земному шару на два градуса выше температуры конца XIX века. Почему именно конца XIX века? "Потому что это был пик периода относительно стабильного и достаточно холодного климата, который царствовал на Земле в течение примерно шести столетий и получил название малого ледникового периода. Скажем, это такая точка отсчета. Вот если среднеглобальная температура поднимется больше чем на два градуса, то можно говорить об опасном потеплении. И можно быть уверенным, что человечество действительно столкнется с очень серьезными проблемами", - таково мнение профессора.
Глобальное потепление ограничено и по времени, и по масштабам. Владимир Клименко полагает, что оно достигнет своего максимума через 200 лет и остановится примерно на уровне повышения около 2 градусов от температуры конца XIX века. После этого потепление пойдет на убыль в силу того, что сочетание климатообразующего фактора изменится так, что оно будет способствовать глобальному похолоданию. Все таким образом перевернется с ног на голову, и легче ли от этого станет жить землянам, наука пока предположить не в силах.
Андрей КУРОЧКИН, Александр МИХАЙЛОВ, Дмитрий СЕРКОВ.
("Итоги", 2002 г.).