Один из последних случаев - четверо суток девятьсот жителей "бумажки" жили без электричества. Пробило кабель там, где проходит он по дну речки. Авария плевая, элементарная. Но для жителей обернулась настоящей катастрофой. Газа здесь и не бывало. Вот и достали аборигены из сараев ржавые духовки, железные бочки, самодельные печки, чтобы приготовить нехитрый завтрак, обед и ужин. А кто просто разводил костры, ставил кастрюльки прямо на пару кирпичей с трубой и варил свой "протатуй", как зовут местные мужики пустые макароны. Тут же, у костров, бегали чумазые ребятишки в ожидании каши или грибного супца. В одной из квартир двухэтажек оказалась печка, так соседи в очередь выстроились.
Без электричества разморозились холодильники, местный магазин вывез в другую торговую точку все скоропортящиеся продукты. Кто был богат запасами, тем срочно пришлось все варить, солить, мариновать, заворачивать в крапиву, да в такую жару разве убережешь продукты от порчи! Позавидовали посельчане - кому бы вы думали - жителям Ставрополья, у которых наводнения жуткие. Сам президент о них заботится, министр Шойгу не спит сутками, спасая людей в чрезвычайных ситуациях. А здесь - годами беспросветный, грязный быт. Случилась авария на кабеле, а устранить ее некому. Администрация бумажной фабрики, которая формально числится хозяином поселка, отказалась ремонтировать: дескать, соцсфера теперь не наша забота - таков закон. Еще в прошлом году глава округа Борис Степанов принял постановление: жилье и вся соцсфера должны быть переданы с баланса фабрики в ведение районного предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Однако коммунальщики не торопятся стать хозяевами. У них финансовые проблемы. Вот так и оказался фабричный поселок ничейным.
На следующий после аварии день глава местной администрации с ног сбился в поисках того, кто бы взялся за восстановление кабеля. А когда понял, что всем бедствие поселка, что называется, до фени, написал письмо в прокуратуру: так, мол, и так, примите меры. Только после оперативного вмешательства прокуратуры на место выехали чиновник департамента ЖКХ Владимир Манин, начальник рыбинского управления ГО и ЧС Сергей Буфетов, которые обсудили с фабричным начальством план действий. Фабрика запросила на ремонтные работы шесть тысяч. Потребовалось также задействовать "Водоканал", который предоставил свою спецлабораторию для обнаружения места повреждения кабеля. Удивительный факт: чтобы найти деньги - а их оказалось возможным взять лишь из бюджетной статьи "чрезвычайные ситуации", - объявили, правда негласно, чрезвычайную ситуацию. Электрообеспечение было восстановлено лишь к концу четвертых суток.
Ну а пока главный энергетик "Водоканала" мотался между городом и поселком, главный энергетик бумажной фабрики руководил, образно выражаясь, карательной операцией в частном секторе поселка. Ольга Александровна Сокулина рассказала, как к ней пришли фабричные, начальник показал какой-то приказ с печатями и подписями, а сварщики отрезали трубу парового отопления. За отопление заплатила она аж за два месяца вперед. С 1976 года паром отапливались девять частных домов, где живут в основном старики.
- Как зиму будем жить, одному Богу известно, - плачет старушка.
На следующий день делегация частников, "отрезанных" от системы отопления, пришла в сельскую администрацию. Евгений Поддубов развел руками - ничем, дескать, помочь уже не могу, один только путь - обращайтесь в суд. На том и порешили.
Много лет просят посельчане подвести сюда природный газ. И лишь недавно из области пришли пятьсот тысяч, которых хватило на проектные работы и закупку труб. Это, пожалуй, единственная хорошая новость в поселке. Меняются чины, создаются департаменты, пишутся программы за огромные деньги. А в поселке бумажной фабрики ничего не меняется. Проклятое это место.
Фото Максима ДЕНИСОВА.