КАК РОДИЛАСЬ ИЗВЕСТНАЯ ТРИЛОГИЯ
В 1900 году Александр Васильевич побывал в Ярославской губернии последний раз – на 150летии Волковского театра, которое отмечалось премьерой спектакля по его пьесе «Свадьба Кречинского». Здесь впервые за все свои восемьдесят лет автор пьесы вышел кланяться к публике. А публика неистовствовала, устроив овацию стоя, и никак не могла остановиться – СуховоКобылина вызывали на сцену четыре раза. «Меня нигде не встречали так тепло, как в Ярославской губернии», – признавался потом драматург своим друзьям.
Знаменитая трилогия «Картины прошедшего» сегодня актуальна так же, как пьеса Гоголя «Ревизор», и по художественному уровню ничем ей не уступает. Три пьесы – «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина» – о человеческой низости, о предательстве и продажности, о беззащитности честных людей и всевластии чиновниковвзяточников. «Было на землю нашу три нашествия: набегали татары, находил француз, а теперь чиновники облегли; а земля наша что? И смотреть жалостно: проболела до костей, прогнила насквозь! Продана в судах, пропита в кабаках и лежит она на большой степи неумытая, рогожей укрытая, с перепою слабая».
«Свадьбу Кречинского» практически мгновенно поставили на сценах буквально всех театров России. Реплики героев тотчас полюбились зрителям и читателям, легко вошли в разговорную речь, использовались в романах и пьесах, в фельетонах и пародиях. «Свадьба Кречинского» удостоилась подражаний и продолжений – высшей степени популярности художественного произведения.
Но главное продолжение, драму «Дело», написал сам СуховоКобылин. Печальная и трогательная история с несостоявшейся свадьбой Кречинского превращается в настоящую трагедию, когда Лидочку и её отца затягивает в беспощадную бюрократическую машину. Механизм действия чиновничьего аппарата прописан в самом начале пьесы в классификации взяток, описанной Кречинским: «Производится она [взятка] по началам и теории Стеньки Разина и СоловьяРазбойника; совершается она под сению и тению дремучего леса законов, помощию и средством капканов, волчьих ям и удилищ правосудия, расставляемых по полю деятельности человеческой, и в этито ямы попадают без различия пола, возраста и звания, ума и неразумия, старый и малый, богатый и сирый...» В «Смерти Тарелкина» образ чиновникаоборотня, чиновникавампира доводится до абсурда, смешного и страшного одновременно.
СуховоКобылин знал, о чём пишет. Трилогия создавалась в то время, когда он сам находился под следствием, которое тянулось много лет, и дважды оказывался в тюрьме. Эта трагедия тоже начиналась с очень красивой истории.
В 1841 году в Париже Александр Васильевич познакомился с модисткой Луизой СимонДеманш. Принц и Золушка полюбили друг друга, но сказочным могло быть только начало. Уговаривая девушку приехать к нему в Россию, Александр честно предупредил, что никогда не сможет жениться на ней, но обещал заботиться. Луиза согласилась. Через некоторое время она стала хозяйкой магазина, где продавали шампанское и водку заводов СуховоКобылина.
В ночь на 8 ноября 1850 года Луиза Деманш ушла из дома, а на следующий день её труп нашли на Ходынском поле. Слухи и сплетни мгновенно нарекли убийцей СуховоКобылина – в высшем обществе было известно о его бурном романе со светской львицей Надеждой Ивановной Нарышкиной. Газеты изваляли имя Александра Васильевича в грязи, а потом за него взялись чиновники.
СуховоКобылина то и дело вызывали на допросы, угрожали Сибирью и каторгой, полиция постоянно следила за его домом. Именно тогда Александр Васильевич начал писать «Свадьбу Кречинского». Однако в ходе следствия подтвердилась другая версия – о том, что Деманш убили её собственные слуги. Повар, кучер и горничные сознались, что заранее разработали план убийства и вместе привели его в исполнение. Но СуховоКобылину до самой своей смерти так и не удалось отмыться от подозрений.
«Я ЦАРИЛ СРЕДЬ ЛЕСОВ И ПОЛЕЙ...»
В Некоузе отпраздновали 190летие знаменитого земляка. Открылся праздник научными чтениями и выступлениями местных поэтов в центральной библиотеке имени А. В. СуховоКобылина.
– Одними из самых желанных и дорогих гостей были супруги Селезнёвы из Саратова, – рассказала директор библиотеки Людмила Крылова. – Они давно уже занимаются изучением биографии СуховоКобылина, опубликовали несколько книг о нём.
После научных чтений празднество переместилось в село Новое, в парк, на липовую аллею СуховоКобылина. Выступали приглашённые из Ярославля фольклорные песенные коллективы, разыгрывались отрывки из пьес драматурга.
– Когда в семидесятые годы я приехала работать в здешнюю библиотеку, я и не знала, что СуховоКобылин както связан с Некоузом, – вспоминает Людмила Дмитриевна. Вскоре в библиотеке появился ещё один новый сотрудник – Сергей Николаевич Сорокоумов. Именно он открыл для нашего края имя автора «Картин прошедшего». Он работал в архивах, нашёл документы на имение в Новом, которое принадлежало семье СуховоКобылиных – так всё и закрутилось, и мы начали заниматься изучением вплотную. Вскоре мы познакомились с Николаем Алексеевым, создателем музея Мологи в Рыбинске. Он тоже очень помогал нам, познакомил со многими исследователями, в том числе с Селезнёвыми.
В 1997 году был создан музей. Благодаря активности краеведов открываются всё новые факты и стороны жизни СуховоКобылина, его семьи и рода, генеалогически восходящего к боярину Андрею Кобыле, от которого вела свою историю и династия Романовых. Например, известно, что на первых в России скачках, организованных в 1843 году в Москве, – они назывались «Джентльменские скачки» – лошадь, наездником которой был СуховоКобылин, пришла к финишу первой, и Александр Васильевич получил почётное звание «Первый джентльмен России».
О его жизни в Ярославской губернии пока что известно довольно мало. Но из сохранившихся писем следует, что он здесь занимался делами по хозяйству. «Я царил средь лесов и полей, среди созданной мною природы», – писал он друзьям. Между прочим, один из героев «Свадьбы Кречинского» и «Дела» Муромский – ярославский помещик. В «Свадьбе Кречинского» он замечает: «Ну, нет, милостивый государь, попробовали бы вы похозяйничать у нас в Ярославской губернии, так другое бы заговорили: у нас агрономия нужна, без агрономии ничего не сделаешь. Земля белая, холодная, без удобрения хлеба не даёт».
Есть версия, что и образ самого Кречинского списан с якобы жившего неподалёку от Новинского, имения СуховоКобылиных, поляка Крысинского, карточного шулера. Однако точных подтверждений этому не найдено.