НАМ ПЕРЕДАЛИ следующий интересный факт. 13 августа прошлого 1906 года двое рабочих с фабрики Ярославской Большой мануфактуры, собирая в лесу грибы близ деревни Климовской Крестобогородской волости, увидали кем-то оставленную лошадь в упряжке с тарантасом.
Так как на крики рабочих никто не отзывался, то они лошадь отвели одному крестьянину в деревню Климовское, а сами пошли подать заявление в Крестобогородское волостное правление.
В тот день в правлении почему-то никакого начальства не оказалось, и они заявили о своей находке приставу 5-й части, который их заявление и препроводил в уездное полицейское управление.
Так как хозяин лошади не нашёлся, то она в начале апреля текущего 1907 года была продана урядником Крестобогород-ской волости с торгов за 75 рублей вместе с тарантасом, причём всё это было обделано без объявлений, как-то сразу всё это приобрёл местный трактирщик из села Крест, с которым, понятно, никто не стал конкурировать.
Когда рабочие узнали про эту продажу, то обратились к становому приставу с просьбой о выдаче им законного вознаграждения за находку.
Становой пристав второго стана в этом им отказал, мотивируя тем, что все полученные от продажи деньги отданы будто бы за прокормление лошади тому крестьянину в деревню Климовское, у которого она находилась. Между тем, крестьянин же заявил рабочим, что он получил только 25 рублей.
Характерно ещё и то обстоятельство, что один из рабочих, подавая об этом случае заявление, к удивлению своему нашёл донесение урядника в уездное полицейское управление, что хозяин лошади такого-то числа нашёлся, в действительности же лошадь уже была продана.
* * *
МОЛОГСКИЙ УЕЗД. Рыболовство. С левой стороны в реку Мологу впадает небольшой приток – Яна, протекающая целиком по Мологскому уезду и впадающая в реку Мологу около деревни Осмериц Иловенской волости.
Но левый берег реки Мологи так низок, что в половодье она представляет необозримое море, разливаясь на десятки верст, и приток Яна, конечно, совершенно теряется в водах Мологи. Часть весенних вод остаётся в виде озёр и болот, а вместе с водой приходит и остаётся много рыбы: щук, окуней и т. п.
Но поймать её, особенно в местных озёрах, весьма трудно. Тут помогли арендаторы рыбных ловель по реке Яне в Иловенском имении графа Мусина-Пушкина. Они придумали строить на своих участках язы, заваливая их, кроме сырого хвороста, соломой и навозом. Так образуется прочная плотина, тотчас вода Яны поднимается и сливается с близлежащими озерами.
Рыба, находя более свежую струю воды Яны, по ней идёт в реку. Это движение ещё более усиливается с наступлением морозов, когда она может задохнуться в озере.
В это время её и ловят тысячами пудов, но ещё более в несколько раз дохнет рыба в стоячей воде Яны. Глядя на арендаторов, стали устраивать язы и крестьяне. Всех язов насчитывается до 150, а может быть, и более.
В этом деле есть ещё одна сторона – санитарная. Стоячие воды, да и то, что в них гниёт, портят воздух. Кроме того, крестьяне теряют часть лугов под водой, а на низких местах в сырости растёт осока вместо хороших съедобных трав. Закон о рыболовстве в системе Волги для здешних рыболовов, конечно, мёрт-вая буква.
* * *
ВЗДОРОЖАНИЕ МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ. Как известно, в последнее время сильно поднялись рыночные цены на мясо. Причина подобного вздорожания объясняется тем, что наша губерния не в состоянии удовлетворить городского спроса на этот продукт. Поэтому привоз скота из других и часто очень дальних губерний играет на рынке главную роль.
Так или иначе, но ценность мяса прогрессивно увеличивается, что тяжёлым бременем ложится не только на бедный, но даже и на средний по достатку класс населения, принуждённый вследствие этого или совсем отказываться от мясной пищи или же покупать не совсем доброкачественные продукты.
Следует при этом заметить, что у нас не существует никакой таксы на эту продажу, что, конечно, представляет полный простор для мясоторговцев к произвольному установлению цен.
* * *
СПЕКУЛЯЦИЯ с марками на воду. Наиболее бедным жителям города городской управой выдаются бесплатные марки для получения воды из водоразборных будок городского водопровода.
Вероятно, многие из лиц, пользующихся правом бесплатного получения воды, далеко не в состоянии использовать то количество воды, на которое выдаются им марки, так как часто можно видеть, что с бесплатными марками являются люди вовсе не бедные, как, например, лавочники, из чего можно заключить, что излишек марок сбывается в лавки и прочие места.
* * *
ГАЗЕТА «РОДНОЕ ДЕЛО» приводит цифры о тех «крохах», которыми питаются наши отрёкшиеся от сует мира епископы, архиепископы и митрополиты.
Так, например, московский митрополит получает жалованья 6000 рублей, столовых 4000 тысячи рублей, доходов от архиерейского дома 8000 рублей, от Чудова монастыря 6000 рублей, от Сергиевской лавры 12000 рублей и от Иверской часовни 45000 рублей, а всего 81000 рублей.
Петербургский митрополит получает жалованье 5000 рублей, столовых 4000 рублей, доходов от Невской лавры 250000 рублей, а всего 259000 рублей.
Киевский митрополит получает жалованья 5000 рублей, столовых 4000 рублей, доходов от архиерейского дома 10000 рублей и от Печерской лавры 65000 рублей, а всего 84000 рублей. Новгородский архиепископ получает жалованья 1500 рублей, столовых 4000 рублей, доходов от архиерейского дома 2000 рублей, с Новгородского подворья 300000 рублей, а всего 307500 рублей.