Висбаден был резиденцией королей, а потом и столицей азарта. Общество «на водах» занималось картами и рулеткой, большие деньги меняли хозяев, губили их и лишали рассудка. Здесь Достоевский смотрел, как в человеке просыпается игрок: в соседях по столу, в нем самом, потом в его героях – старой московской генеральше («Жива не хочу быть – отыграюсь. Ставь!») и домашнем учителе («Я еще не выиграл, но поступаю, чув-ствую и мыслю как богач и не могу представить себя иначе»). Персонажи «Игрока» как-то и не очень замечают, что у их Рулетенбурга лицо Висбадена, им не до того.
Здесь строились особняки старой знати и новых магнатов, блистали коронованные особы, гениальные музыканты, авантюристы.
И вот уже полтора века на город смотрит с горы Неро, с высоты 120 метров, белая златоглавая церковь – «пересказанный» на языке готики храм Христа Спасителя: величие сменилось тихой печалью, стены вмещают не народное торжество, а покой усыпальницы. Это церковь Святой Елизаветы, «греческая капелла» – светлое сокровище старого и непростого города. След давнего горя, памятник любви.
Все началось в Петербурге, в Зимнем дворце: 31 января 1844 года племянница Николая I семнадцатилетняя Елизавета стала женой герцога Нассауского Адольфа.
Мать невесты великая княгиня Елена Павловна, немецкая принцесса, вышла за великого князя Михаила Павловича столь же юной. Брак соединил тогда контрастные натуры. Он «ничего ни письменного, ни печатного с малолетства не любил, из музыкальных инструментов признавал только барабан и презирал занятия искусством» (Ф. Ф. Вигель), она – парижанка по воспитанию и характеру, там училась, увлекалась естественными науками, здесь читала Карамзина и дружила с Пушкиным. Николай I был внимателен к ней, называл «наша домашняя ученая», советовался и считал либе-ралкой.
Елизавета была второй из пяти их детей. Счастливое замужество с путешествием по Европе и пышной встречей в Висбадене, резиденции мужа, оказалось недолгим. 28 января 1845 года юная герцогиня умерла во время родов, погибла и новорожденная дочь. После долгих недель глубокого траура вдовец решил на деньги – свадебный подарок царя – построить церковь для погребения Елизаветы, которая в браке оставалась православной. Заметим, что Елизавету, наполовину немку, вообще воспринимают здесь как русскую.
Саркофаг поместили в посольскую церковь, для строительства выбрали место, где когда-то была «византийская» часовня, а архитектору Филиппу Хоффманну поручили создание образа храма – он отправился в Россию. В центре Москвы уже шесть лет строили храм Христа Спасителя. Проект захватил Хоффманна, с разрешения автора – академика Константина Тона он взял за основу эти чертежи. Все надо было еще привести в согласие с духом иной темы, с иным местом. Тут помогли Венеция и Падуя, хранившие опыт Византии и Ренессанса, но, вырастая из немецкой земли, церковь не могла не впитать и токов готики. Все-таки правы современники: Хоффманн был наделен даром «прекраснейшей соразмерности». Как-то не произносится здесь слово «эклектика», смешение стилей, хочется сказать «сплав». Так и сама Елизавета соединила в себе русскую и немецкую кровь, классическое образование и европеизм матери.
25 мая 1855 года, на Пасху, церковь была освящена во имя Святой Елизаветы, а ночью печальная процессия с факелами проводила гроб герцогини и ее дочери в усыпальницу на горе.
В боковом нефе скульптурное надгробие – юная женщина на смертном одре. В мраморном пространстве стынут каменные складки ткани, пальцы и четкий профиль. Вверху в нише мерный полукруг фигур: ангелы наклоняют головы и смотрят вниз. Ни перевернутых факелов, ни жестов отчаяния, только ясный горестный покой. На белизне мрамора теплый блик лампады, рядом свежие цветы – слабое напоминание об оставленной жизни. В куполе еще двенадцать ангелов, написанных на золотом фоне: они летят вверх, где в плафоне – всевидящее «око Божье». Может, кому-то и ведом срок этого сна.
С горы – вид на улицы и крыши: там вечно мешались тщеславие и праздность, страхи и надежды на выздоровление, азарт и отчаяние игры. Но от стен церкви город, согретый теплым биением термальных вод, кажется цветущим и печальным раем.
Здесь по-прежнему совершаются богослужения на русском языке. В общине более 250 прихожан, постоянно бывает кто-то издалека. Участок земли, где стоит храм, принадлежит Русской православной церкви за рубежом, его выкупил еще Николай II у наследников герцога Адольфа. Вблизи церкви православное клад-бище.
Кладбище – всегда место памяти, прежде всего памяти частной, но это уже стало культурно-историческим музеем. Имена напоминают о блестящем и ушедшем слое общества, о дворянах старой России. Висбаден еще до первой мировой войны стал знаменитым курортом, куда стекались состоятельные люди со всей Европы, и особенно много русских – кто-то остался здесь навсегда. Это те, кто умер не только в Висбадене, но и в других городах Германии, ведь православное кладбище есть еще только в Берлине.
У большинства похороненных здесь давно не осталось близких, многие могилы не ухожены, памятникам грозит разрушение. Департамент культуры города поддерживает надгробие умершего в 1941 году в Висбадене художника-экспрессиониста, петербуржца по рождению, Алексея Явленского. Его здесь знают и помнят, считают одним из основоположников современного искусства, бережно хранят картины в музее.
Поблизости похоронены брат и сестра – князь Георгий Юрьевский и графиня Ольга фон Меренберг, урожденная княгиня Юрьевская, дети Александра II от его второго брака с «княгиней Катей Долгоруковой», как здесь говорят. Ольга вышла замуж за графа Георга фон Меренберга, сына нассауского принца Николаса и Натали, младшей дочери Пушкина. Внучка Ольги и Георга (правнучка царя и праправнучка поэта) Клотильда фон Ринтелен живет неподалеку и заботится об этих могилах.
Рядом на плитах значится: Шереметев, Шереметева, Туманов... До декабря у старых оград будут цвести мелкие розы, высоко в кронах деревьев перелетают зеленые попугаи. Говорят, первые из них оказались на свободе случайно, но климат им подошел, только само место сделало их странно молчаливыми.
Как в сказке о Спящей царевне, кладбище все больше скрывается в колючих зарослях. Недавно по инициативе местного общества экскурсоводов хотя бы дорожки были освобождены от путаницы цепких побегов. Самое активное участие в этой работе приняли Аннелизе и Стефан Видеманн, члены круга друзей Углича (Идштайн). Для гостей города подготовлено четыре маршрута по теме «Висбаден и его русская история».
Угличане, посещая город-партнер, непременно отправляются сюда, на Нероберг, подолгу стоят под высоким куполом храма, слышат странно звучащие здесь русские имена. Уезжая, оглядываются на белые стены и золотые купола, сияющие в темной зелени сосен.
Сейчас в Ярославле начинается сооружение медицин-ского центра при самой активной поддержке со стороны Германии и именно Висбадена. Похоже, здесь не совпадение, а новый росток от глубоких корней. И так естественно было бы отдать этот центр, с которым связано столько надежд наших женщин, под светлое покровительство преподобной Елизаветы, которая жила некогда в Константинополе и обладала даром исцелять боль – телесную и душевную.
Дубовицкий | 05.03.2011 в 14:42 | ответить0
Очень трогательное душевное описание виденного. Мимо которого не может пройти ни одна верующая душа. Все бы так оповещали мир об увиденном и пережитом. В июне 1991 года я надолго задержался возле могильных плит Светлейших Ольги и Георгия, детей Имеператора Александра II от его морганатического брака с княжной Екатериной Долгорукой. И каждый раз посещая кладбище меня одолевают одни и те же мысли. Ведь вся история России могла бы пойти по другому пути… Жаль автор не помянул и других погребенных, имена которых не сохранились в советской стране. Николай Андреевич Дубовицкий-автор справочника по кладбищу в Висбадене «У последнего приюта» 2006г.Эдита Гельзен Германия и «Русский некрополь в Висбадене» 2010 СПб.