суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 23 ноября 2012

Король железных дорог

Рассказ о широком и талантливом русском человеке, поставившем целью преобразить Россию

Простая мысль – самых известных людей своего края надо знать в лицо – долгое время почему-то никому не приходила в голову. Она пришла исследователю, архивисту Ярославу Смирнову. Год назад вышла первая книга-альбом из задуманной им серии «Люди земли Ярославской» о генерал-губернаторе Алексее Петровиче Мельгунове. Только что появилась вторая – «Савва Иванович Мамонтов» (Ярославль, 2012, автор текста Антон Лебедев, редактор и составитель Ярослав Смирнов).

автор Татьяна ЕГОРОВА.

 

Портреты, гравюры, фотографии, музейные артефакты из богатейших фондов наших архивов и музеев, обычно скрытые от широкой публики, представлены здесь щедро и ярко.

Но главное – тут есть что почитать.

Личность Саввы Мамонтова долгое время ассоциировалась у многих из нас со знаменитым Мамонтовским кружком художников, с усадьбой Абрамцево, превращённой общими усилиями хозяев и их гостей – Васнецова, Поленова, Репина, Врубеля, Серова – в русскую сказку, с написанными здесь лирическими портретами обитателей усадьбы, с созданной Саввой Ивановичем Частной оперой.

О Савве Мамонтове-предпринимателе говорилось вскользь. Человек он, конечно, был крупный, но для советского времени не модный.

Между тем в истории Ярославля это была фигура, которую трудно переоценить. По рождению не ярославец Савва Иванович сделал для экономики нашего края едва ли не столько же, сколько все его современники вместе взятые. Проложив по территории губернии все до сих пор важнейшие железнодорожные пути, он по сути перевёл экономику Ярославской губернии с аграрно-феодального пути развития на индустриальный – ни много ни мало!

Линии Москва – Ярославль (1870), Ярославль – Вологда (1872), Ярославль – Кострома (1887), Ярославль – Рыбинск (1898) превратили наш город в крупный железнодорожный узел и положили начало всей ярославской промышленности: зачатком её стали железнодорожные мастерские.

Его отец, именитый купец и винный откупщик Иван Фёдорович Мамонтов, был одним из учредителей акционерного общества, созданного для постройки первой из этих железных дорог, от Москвы до Ярославля. В какой-то момент Мамонтов-старший стал приобщать к семейному делу сына. Недоучившийся, безуспешно пробовавший свои силы в разных учебных заведениях и увлекавшийся сценой двадцатилетний Савва после скандала с отцом, потребовавшим «не хочешь учиться – трудись», неожиданно проявил недюжинные предпринимательские способности.

Новое для того времени дело, железнодорожное строительство, увлекало его всё больше и больше, и через несколько лет он уже постоянно заменял больного отца на собраниях акционеров. В самый разгар строительства дороги Москва – Ярославль Мамонтов-старший скончался, и дело отца стало делом Саввы. Упрямый, амбициозный, талантливый – таким он встретил начало своей самостоятельной жизни.

Его наставником в акционерном обществе и старшим другом стал Фёдор Васильевич Чижов – крупный российский предприниматель, выдающийся математик и общественный деятель. Рядом с ним Савва постиг главное: цель дела, которым они занимаются, не только в извлечении прибыли, но и в полноценном развитии русского Севера.

Сохранилось удивительное письмо Фёдора Васильевича Чижова, написанное в то время, своеобразное напутствие Савве: «Я, осторожный из осторожнейших, второй сапог из пары с твоим батюшкой, – хочу и почти требую, чтобы ты, наследник наш, двинул железный путь к Ледовитому океану. Там Север! Край непочатых сокровищ. Лес, пушной зверь, рыба... Я думал, Савва, я много думал. Север – это мой завет, а не исполнишь, тебе моё проклятие. Мы живём мелко... Кругом алтынники... Вздыбить Север – это будет посильнее, чем рубить окно в Европу. Для русского человека преображение Севера есть единственный способ преодолеть всяких там Ротшильдов...»

Савва взялся за дело со всей присущей его характеру страстью. Потом вспоминали, что он мог обрушиться на людей, как шквал. Он был похож на море – беспокойное, бурное, непредсказуемое. Савва Иванович удивлялся, когда слышал что-то подобное, сам он считал себя склонным к сосредоточенности и самоуглублению. А в остальном просто «бодрым во что бы то ни стало» и «чуждым всякой окислённости».

Развернув крупномасштабное железнодорожное строительство от Ярославля и в Ярославль, он безжалостно воевал с неповоротливыми компаньонами, припечатывая их кратко и образно: «Через канаву за рублём не прыгнет, как бы копеечки не растрясти». Лично он предпочитал не мелочиться, но ставить во главу угла расчёт, основанный на добытых на месте фактах. Именно такое обоснование транспортного коридора на Север позволило Мамонтову заручиться поддержкой горячего сторонника железнодорожного строительства министра финансов С. Ю. Витте и получить в конце концов концессию на строительство железной дороги к берегам Белого моря.

Работы шли в тяжелейших условиях. Главное из них – болота. В книге приводятся свидетельства старого железнодорожника об одном из участков: «На полотне у реки Исакогорки несколько паровозов с землекопалками (экскаваторами) за ночь засосало в болото вместе с построенной дамбой... Нередко было так: вечером закончат возведение насыпи, а наутро вместо неё мутная водица...»

Строительство не укладывалось в смету, Мамонтов вкладывал личные средства, но продолжал строить капитально, с размахом. Вдоль всей трассы Москва – Ярославль – Архангельск протяжённостью тысяча вёрст появились станционные постройки «швейцарского стиля», адаптированного к традициям рус­ского деревянного зодчества. К проектированию станций и вокзалов Савва Иванович привлёк видных отечественных архитекторов, а также художников Константина Коровина и Василия Поленова. Одним из первых на Северной дороге стал Московский вокзал в Ярославле. Вплоть до 1950-х годов в ярославском Заволжье сохранялось здание станции Урочь, с которой начинался путь на Вологду и Архангельск. Рядом был целый комплекс пристанционных построек, из них дом начальника станции и школа сохранились до сих пор. Рядом с заброшенными путями возвышается водонапорная башня из красного кирпича – своеобразный памятник станции Урочь.

Шло время, строились другие дороги. Надёжный тыл обеспечивала супруга Елизавета Григорьевна – источник любви и тепла в их гостеприимном доме. Вместе с детьми она составляла то семейное счастье, которое казалось нерушимым.

Но дорога к Ледовитому океану требовала всё больше и больше средств. Пришлось влезть в долги. Надеясь рассчитаться с ними, Савва Иванович продал контрольный пакет акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги и ушёл с поста председателя правления акционерного общества. Завистники распространяли слухи о злоупотреблениях, было возбуждено уголовное дело.

Несколько месяцев Савва Иванович провёл в тюрьме, семь дней длился процесс, взволновавший всю Россию. В результате он был оправдан.

Тем не менее Мамонтов был признан несостоятельным должником, практически всё его имущество было конфисковано для погашения издержек. После суда он отправился в Петербург, чтобы представить отчёт об окончании строительства линии на Архангельск. По словам автора книги Антона Лебедева, он был благосклонно принят С. Ю. Витте, тот «демонстративно провёл его по всем министерским залам, тем самым выказывая полное своё расположение». Вслед за тем Мамонтова принял Николай II, пообещав восстановить во всех утраченных правах. Но ничего этого исполнено не было. Никто не компенсировал и понесённые финансовые убытки.

После пережитого Савва Иванович, как писал Станиславский, «так и не вернул материального довольства, но любовь и уважение к себе удесятерил». Он задумал ещё несколько железнодорожных проектов, в том числе строительство транспортного коридора в Среднюю Азию, но они не осуществились. Последние годы его жизни были омрачены вереницей потерь самых близких: сына Сергея, супруги и любимой дочери Веры, той самой «Девочки с персиками», запечатлённой на картине Серова.

Савва Иванович умер в возрасте 77 лет. Возвращение доброй памяти о нём – это всё, что могут сделать сегодня потомки.

Книга, о которой здесь рассказано, издана благодаря поддержке Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД». К сожалению, проект «Люди земли Ярославской» на этом пока остановился. Авторы и составители ждут поддержки со стороны предпринимательского сообщества, руководства области и города, чтобы так хорошо начатая серия научно-популярных биографических книг-альбомов была продолжена.

История Ярославского края богата яркими личностями. Приведу в заключение слова редактора и составителя серии Ярослава Евгеньевича Смирнова: «Опыт жизни выдающихся людей во все времена давал потомкам в высшей степени поучительный и познавательный пример, рождал чувство гордости за свою страну и малую родину, дарил ощущение причастности к общей истории поколений».

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают