Вскоре после рождения младшего сына Александр Невский, возвращавшийся из поездки в Орду, скоропостижно скончался в Городце. Был ли причиной смерти вирус, подхваченный в столице ханов, или же медленно действующий яд, остаётся только гадать. Новость о смерти князя мгновенно разлетелась по Руси: враги вздохнули с облегчением, а русский народ погрузился в траур – зашло «солнце Земли русской». Князь Александр оставил четверых сыновей, разделив между ними свои владения. Даниилу достался в удел захолустный городок Москва, окружённый непролазными лесами. Княжество было маленьким и скудным, единственным средством сообщения была река с одноимённым названием. Княжича взял на воспитание брат Александра тверской князь Ярослав Ярославич, который и управлял уделом племянника.
Возмужав, Даниил Александрович начал княжить сам. Пошли непростые заботы: нужно было строить город, укреплять оборону княжества, развивать торговлю, благо по реке проходили торговые суда. На юге Москвы появляется первый монастырь с храмом в честь небесного покровителя князя Даниила Столпника. Монастырь строился как крепость для защиты города в случае опасности. Старания молодого князя не прошли даром: княжество росло и укреплялось, благосостояние жителей увеличилось. При этом мудрость и миролюбие будущего святого позволили ему сохранить мир и благополучие в своём уделе.
А за пределами Московского княжества всё было не так благополучно. Старшие сыновья Александра Невского развернули кровавую войну за наследство отца. Московский князь не вступал в борьбу старших братьев. Он понимал, что приносящие горе и разрушение усобицы ничего не решат, а приведут страну к погибели. Однако не все князья отличались прозорливостью, для достижения своих целей Александровичи нередко прибегали к услугам монгольских войск, нёсшим смерть и разорение мирным жителям. Так, например, старший из сыновей Александра Невского Андрей, желая побороть своих братьев, обратился за помощью к ордынскому хану. Монгольские воины огнём и мечом прошли по русским землям, разрушая всё на своём пути. За ошибки старших братьев пришлось расплачиваться младшему: летопись повествует, что князь Даниил раздал всё своё имущество жителям для восстановления хозяйств после нашествия.
Однако миролюбивый князь вовсе не был малодушным, и в нужный момент он брал в руки меч, подобно своему отцу. Однажды рязанский князь Константин, заручившись поддержкой хана, собрался захватить Москву. Даниил незамедлительно выступил навстречу неприятелю. В последовавшей битве московский князь наголову разбил рязанско-монгольское войско. Одержав сокрушительную победу, зарождающаяся московская держава бросила свой первый вызов азиатским завоевателям. Даниил Московский не стал по обычаю того времени казнить противника: дальнейшая жизнь Константина прошла в московском кремле, где он находился в качестве почётного пленника, пока Даниил готовил мирный договор. Но непрекращающиеся усобицы и проблемы с Ордой откладывали подписание мира... После кончины князя Даниила его сын Юрий приказал убить пленника.
Предание связывает судьбу первого московского князя и с Ярославским краем. Князь Даниил является основателем города Данилова. По легенде, князь с дружиной устроили привал на живописном берегу речки Пеленды, чтобы отдохнуть и дать отдохнуть лошадям. Место Даниилу понравилось, и он решил основать здесь небольшое поселение. Вскоре здесь выросли церковь и конюшни, положившие начало селу Даниловскому.
Московский князь Даниил Александрович начал свой жизненный путь младшим сыном великого Александра Невского, княжившим в бедном уделе на периферии культурной и политической жизни древнерусского государства. Всего через два десятилетия он был уже одним из самых авторитетных удельных правителей, влиятельным участником всероссийского съезда князей 1301 г., а его княжество стало играть заметную роль в экономике страны. 17 марта 1303 года, на 42-м году жизни, основатель московской княжеской династии скончался.
Со временем память о князе начала стираться – было другое время и другие герои. Имя князя Даниила, наверное, потерялось бы в глубинах истории, если б не событие, положившее начало его почитанию как святого. Далёкий потомок Даниила Александровича – могущественный московский государь Иван III (дед Ивана Грозного) совсем забыл о своих великих предках. Одному юноше из окружения государя явился старец, назвавшийся князем Даниилом, и потребовал укорить своего венценосного потомка в непочтительности к предкам. После трепетного рассказа слуги Иван повелел совершать ежегодные панихиды по князю Даниилу и другим московским князьям.
Было ли решение московского государя и вправду продиктовано угрызениями совести или же явилось простой рекламной кампанией, сейчас понять трудно. Князь Иван III вообще был фигурой яркой и своеобразной. Для нашего края его правление знаменательно в первую очередь потерей самостоятельности: московский князь попросту выкупил владения ярославских и ростовских князей, присоединив их к своей державе. Москва к тому времени была уже бесспорным лидером в формирующемся русском государстве, а у полусамостоятельных удельных князей не было ни ресурсов, ни желания к сопротивлению. Времена княжеских усобиц прошли, и теперь молодому русскому государству нужно было «вставать на ноги», а для этого нужен был сильный правитель. А сильному правителю нужны были исторические аналогии, доказывающие возможность быть сильным без войны.
Казалось, что после смерти Александра Невского русские земли, терзаемые княжескими междоусобицами, снова ждёт запустение и разорение. Однако у него оказался достойный преемник – младший сын Даниил. Смутно помнивший своего великого отца юноша, которого ждала тихая и унылая жизнь в маленьком и бедном владении, дал начало новому зарождающемуся государству. Непоколебимая вера, терпение и стойкость позволили первому князю московскому посадить зерно, из которого спустя годы выросла великая русская держава – наша Родина. Признанием заслуг князя Даниила стало причисление его к лику святых.