Первое столетие епархии (в прошлом Ростово-Ярославской) почти не изучено. Легендарные епископы Ростова Федор и Илларион никакими историческими источниками не отмечены и соответственно не исследованы. Чуть больше известно о святом Леонтии, чьи мощи были обретены в 1162 году. Деятельность его относится к 1060 – 1070 годам. Но что было до него и даже при нем – ответить, похоже, может только археология.
Всем известен главный храм Ростова – грандиозный Успенский собор, хотя далеко не все знают, что в его стенах спрятаны еще три храма, ему предшествовавшие. Древнейший из них – церковь Успения Богородицы – восходит к первым годам Ростовской епархии. Андрей Евгеньевич показывает чертеж, на котором в разрезе изображен шурф, сделанный здесь археологами. Глубина его около четырех метров, в нем вся история Ростова: керамика XII века, следы знаменитого опустошительного пожара, в огне которого сгорела и дубовая церковь, – то и другое помогли подтвердить факт гибели первой церкви. А вот время ее строительства удостоверить не удалось. Правда, в шурфе оказалось несколько слоев щепы и деталей дубовой церкви – исследователи считают, что они относятся как раз ко времени Леонтия.
В ходе археологических раскопок 1997 года обнаружены два захоронения XI века, произведенные по христианскому обряду. Оба детских. Находка заставила вспомнить житие св. Леонтия, в котором говорится, что он начинал христианизацию языческого Ростова именно с детей. Интересно, что кладбище на этом месте тогда не возникло. Через несколько десятков лет здесь сделали колодец, потом построили церковь, простоявшую до конца XVI века.
О развитии христианства свидетельствуют и находки нательных крестов. Передо мной два самых интересных, оба с изображением Христа. Маленький, найденный при раскопках Конюшенного двора, явно привозной, относится к первой трети XI века. Большой обнаружен в культурном слое у церкви Григория Богослова, он того же времени – как раз тогда во главе епархии стоял будущий св. Леонтий.
А вот находка, которую Андрей Евгеньевич называет не иначе как эксклюзивной – скорлупа крашеного пасхального яйца XI века! В той же яме оказались вишневые косточки, скорлупа некрашеных, похоже, гусиных яиц и берестяной медальончик с изображением лошадки.
В более поздних слоях XIII – XIV веков достаточно распространенная вещь – глиняные и каменные яйца, принадлежавшие, видимо, к атрибутике тех же пасхальных праздников.
И наконец то, что у археологов долго числилось просто как «странный предмет». Липовая гладкотесаная дощечка с прорезным крестом (на снимке). Долго не могли понять, что же это такое. Пока все-таки не разобрались: да это ведь пасочница, фрагмент формы для приготовления творожной «пасхи». Вот когда, оказывается, начали праздновать в наших краях Пасху, причем точно так же, как мы ее празднуем сейчас.
Таким образом, в XII веке христианство в Ростове получило уже самое широкое распространение – не только в «верхах», но и в народе, а с язычеством, видимо, уже окончательно распрощались, делают вывод Андрей Евгеньевич Леонтьев и соавтор этих его исследований Наталья Самойлович.