За последние два года в Петербурге особенно остро обострился вопрос о топливе: дрова слишком дороги, каменного угля не хватает на железных дорогах, торфяное топливо ещё не привилось.
За последнее пятилетие стоимость кубической сажени* дров увеличилась на 10 рублей, а именно: с 23 до 33 рублей в среднем, что объясняется ненормальным ведением дровяного хозяйства.
Каким способом можно удешевить стоимость дров? Это будет достигнуто проведением водного пути от лесов Олонецкой губернии. Предположим, говорит докладчик, что 7 млн. десятин** строевого и дровяного леса Олонецкой и Архангельской губерний будут прорезаны пополам каналом между Онежским озером и Белым морем с глубиной канала в 14 футов***.
Что пороги на реке Свири будут обойдены шлюзовыми каналами и что весь путь от Онежского до Ладожского озера по реке Свири будет доведён также до глубины в 14 футов. Что Кошкинская мель в истоке реки Невы от Ладожского озера будет доведена до 20 футов для входа в озеро морских судов из Балтийского моря, – и тогда стоимость дров в Петербурге выразится другими цифрами.
Годовая потребность дров в Петербурге выражается в среднем в 440 тысяч кубических саженей. На каждой сажени дровопромышленники получают прибыли до 13 рублей, то есть ежегодно зарабатывают 5720 тысяч рублей.
При глубоком водном пути перевозка дров будет производиться не на барках ёмкостью до 75 кубических сажень, а на баржах с нагрузкой до 785 кубических сажень.
Тогда промышленники получат возможность доставлять в столицу дрова с выгодой для себя в 20 рублей 50 копеек за сажень. С прибылью на затраченный капитал в 32 процента, а на такой процент найдётся много охотников.
По мнению докладчика, только радикальной мерой устройства глубокого водного пути по указанной программе можно достигнуть разрешения дровяного вопроса, увеличить доход казны по настоящей статье в 16 раз и сэкономить расходы на дрова на 13260900 рублей.
Определение приблизительной стоимости сооружения балтийско-беломорского пути составит предмет особого доклада. Протяжение канала намечено в 810 вёрст****.
Происходившие затем прения выяснили, что доход казны не может быть увеличен до показанных докладом размеров. Вообще же собрание сочувственно отнеслось к предложенному проекту.
* * *
ПРОЕКТ О ВОДНОМ ПУТИ по речной системе между Чёрным и Балтийским морями близится к осуществлению. В настоящее время уже выяснены количества полезных для судоходства вод при устройстве канала между Днепром и Западной Двиной. Снята подробная горизонтальная местность и назначена ось канала с таким расчётом, чтобы избежать глубоких выемок и высоких насыпей.
Дну канала предполагается придать падение, равное 0,01 сажени***** на одну версту. Шлюзы будут устроены на протяжении четырех вёрст от реки Западной Двины и на протяжении двух вёрст от Днепра, так что длина собственно раздельного бьефа составит около 80 вёрст. По более прямому направлению между Оршей (на Днепре) и Витебском (на Западной Двине) – всего 78 километров.
* * *
НА ДНЯХ РУССКИМ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ получена привилегия на новый способ отопления комнат посредством нефти.
В обыкновенную печь, приспособленную для отопления дровами, вводится особый резервуар для нефти и форсунка. Такое же приспособление может быть применяемо и для открытых каминов, отапливаемых каменным углём.
Насколько такое приспособление окажется выгодным по части экономии в топливе на практике, покажет будущая зима, так как некоторые казённые и частные здания изъявили желание ввести подобное отопление в виде опыта.
Изобретатель предполагает, что кроме экономии в расходе его изобретение имеет преимущества и потому, что улучшает вентиляцию воздуха в отапливаемых помещениях.
_______________________________
*кубическая сажень – 9,7 м3
**десятина – 1,1 га
***фут – 0,3 м
****верста – 1,07 км
*****сажень – 2,13 м