Был в городе интеллигентный врач, сознававший всю пользу гимнастики для физического развития не только детей, но и взрослых. Бок о бок в том же городе жил богатый купец – умный благотворитель, не жалевший денег на процветание родного города.
Инициатива одного, деньги другого создали огромное, вполне соответствующее целям гимнастики здание, получившее имя гимнастической школы Подосёнова с основанным при ней ремесленным отделением.
Пока жил инициатор в Мологе, шло дело, хотя и трудно было побеждать недоверие обывателей к такому «чудному» и пустому занятию, как гимнастика. Неохотно отдавались туда ребята, которым, по мнению родителей, где бы не баловать, всё равно, лишь бы дома не мешали, а потом, втайне думали обыватели, может быть, чему-нибудь всё-таки научатся.
Далеко, очень далеко обходилось это здание взрослыми, которым, по их мнению, там совершенно нечего было делать. А между тем возникновение первой гимнастической школы в Ярославской губернии в захолустном городке уже отмечалось на страницах одного из лучших наших педагогических журналов – «Русской школы».
Тогда город Молога совместно с далёкой Вяткой приводились как образцы для Петербурга, не владевшего ещё детским садом и общедоступной гимнастической школой. Что же случилось теперь?
А то, что обыкновенно случается. Пока было дело внове, пока жил в Мологе инициатор его, тогда всё-таки, хотя и не шибко, оно шло. Ушёл инициатор, упал интерес, и воспоминание о школе заглохло бы, если бы…
Это знаменательное «если бы»! Судьба точно захотела подшутить над мологжанами и всё-таки заставила их время от времени посещать это здание. Но не для тех целей, к которым оно предназначалось, а для посещения любительских спектаклей, которые за отсутствием другого помещения даются в помещении гимнастической школы.
Школа была приспособлена для спектаклей, устроена в ней сцена, занявшая добрую треть, если не половину здания. Расположился посредине зрительный зал, и остались только свободными узкие проходы по сторонам, куда и сдвинуты необходимые гимнастические орудия и приборы.
Стоят они, покрытые толстым слоем пыли, и долго ждут, пока какой-нибудь смельчак не сотрёт её полами своего платья. Кое-как при небольшом количестве учеников работает ремесленное отделение школы.
Почему же, спросите, погибло хорошее дело? На этот вопрос уже отвечено выше, хотя моложские обыватели склонны объяснять его чисто денежными затруднениями.
Но ведь находятся же у них при желании деньги на исправительный приют, и не так уж нужный Мологе, так как исправляемых почти не находится. В приюте было четыре человека, из них двое убежали.
Почему же на это нет средств? Нет, господа, одно хорошее дело другому не мешает. Спектакли играть можно, приютами заниматься следует, но не следует в это же время забрасывать других дел, потому что они не оценены как должно.
Ваше дело именно научить, как нужно и необходимо физическое развитие, польза которого теперь перед всеми вырисовывается ясней и ясней, благодаря чему всё больше и больше открывается подобных школ и так называемых детских площадок.
Давно уже раздаётся голос почтенного профессора П. Ф. Лесгафта, ежегодно выпускающего десятками преподавательниц физического развития и воспитания детей и взрослых, – о крайней необходимости обратить внимание на физическое развитие и воспитание детей и юношества.
Последуйте же этому призыву, тем более что вам это ничего не стоит, так как вы владеете самым главным. Бюджет города не пострадает, когда вы получите сильных и ловких работников, не нуждающихся при малейшем пустяке в медицинской помощи.
А то ведь, право, нудно смотреть на наших бледных и бескровных ребят, не выдерживающих никакого сравнения со здоровыми краснощёкими немецкими ребятишками, уже с шестилетнего возраста начинающими посещать гимнастику.
Немецкое население даже наших русских губерний давно уже осознало всю пользу гимнастики и не останавливается поэтому перед затратами на постройку отдельных гимнастических зданий для мужчин и женщин. Пора и нам, давно уже пора признать это!