Имя его то исчезало, то снова всплывало в истории города, но то, что он построил в Ярославле, было перед глазами всегда. Пожарное депо на Красной площади, здание бывшей гостиницы «Бристоль» на углу улиц Кирова и Андропова, «зеленый» дом на пересечении улиц Первомайской и Максимова – там сейчас департамент здравоохранения. Без этих и многих других зданий нынешний город представить просто невозможно.
Григорий Васильевич происходил из семьи всесторонне одаренной. Его дед родился гдето на юге России, стал доктором медицины, за излечение жены великого князя Константина получил дворянство и одновременно был известен как виртуозгитарист и композитор. Дружил с Мусоргским, музыкальные критики отводили ему первое место среди гитаристов Петербурга, называя «настоящим маэстро».
Сестра Григория Васильевича, Анна, окончила с золотой медалью Московскую консерваторию, была ученицей Скрябина, блестящей пианисткой. Вместе с мужем Анна Васильевна СаренкоКучеренко открыла первую в Ярославле музыкальную школу, положившую начало детскому музыкальному образованию в городе.
Григорий Васильевич тоже не сразу стал архитектором. В юности он мечтал о сценической карьере и даже был принят в Александринский театр. Уже солидным человеком, отцом семейства, продолжал выступать на любительской сцене – в музее истории Ярославля есть его фотография (в центре) в драматической роли.
Он хорошо пел, играл на музыкальных инструментах. В 1930е годы во время ссылки одно время даже зарабатывал игрой на скрипке себе на пропитание.
И всетаки главным в его жизни стала архитектура. Он окончил одно из лучших петербургских учебных заведений – Институт гражданских инженеров – и всю жизнь проектировал дома. То, что по его проектам построено в Ярославле, можно перечислять и перечислять. Здание для Некрасовской библиотекичитальни на углу улиц Свободы и Володарского, первое советское школьное здание (совместно с архитектором Прилепским, сейчас школа № 40 на Красном Перекопе), жилые дома на проспекте Октября и многие другие. Сохранилась дореволюционная фотография архитектурного бюро (слева), которое возглавлял Саренко: за столами склонились проектировщики, на заднем плане он сам.
А вот еще одна фотография, семейная (справа), сделанная в 1920х годах. На ней Григорий Васильевич, его жена Надежда Николаевна (в девичестве Крохоняткина) и четверо их детей. Трудно признать в этом усталом человеке еще недавно веселого и франтоватого Саренко. Он продолжал так же самоотверженно работать на благо города, но обстановка подозрительности и недоверия чувствовалась все острее. В 1925 году его лишили избирательных прав – за дворянское происхождение и любительские стихи, написанные для узкого круга знакомых. В 1935 году арестовали – снова за стихи, неосторожно помещенные в письме к другу. Последовала ссылка в Чимкент на три года. А дальше новый арест – по обвинению в антисоветской деятельности (при строительстве кинотеатра он, якобы, подложил в фундамент некачественный кирпич, среди его знакомых было много людей с «нерусскими» фамилиями и т. п.). В 1938 году Григорий Васильевич Саренко был расстрелян.
На многие годы имя его исчезло. Трудами научного сотрудника музея истории города Марины Беловой оно вернулось к нам уже в перестроечное время. И среди тех, кого знают ярославцы, с тех пор одним хорошим человеком стало больше.