Вдруг 16 января настоящего года отправитель получает повестку, извещающую, что денежное письмо пришло обратно в Ярославль. Отправитель взял с почты денежный пакет, и его глазам представилась надпись на конверте: «В адресах в военном госпитале не состоял и не состоит».
Между тем этот молодой солдат К. находился в виленском военном госпитале с 23 ноября 1904 года по 28 декабря того же года. Денежный же пакет, судя по штемпелям, был получен в Вильне 22 декабря.
Как уже сказано, К. был болен и нуждался в деньгах и вдруг не получил их. По чьей вине? Конечно, не по вине почтовой конторы, а по вине начальства виленского военного госпиталя, которое, по-видимому, не знает, кто у них находится. Все простые письма К. получал исправно.
Такое небрежное отношение военного начальства к вверенным им сынам Отечества происходит внутри России!
Спрашивается, что же должен претерпеть защитник своего Отечества, когда он попадает на войну в далекую Маньчжурию? Тогда он подавно будет лишен возможности получать известия с Родины.
* * *
С начала военных дей-ствий с Московско-Ярослав-ско-Архангельской железной дороги, из депо при станции Ярославль-город, уже отправились на Дальний Восток около 15 бригад. В их состав вошли 15 машинистов, 15 помощников машинистов и 15 кочегаров.
В настоящее время ввиду скорого требования с Дальнего Востока на поездные брига-ды Министерство путей сообщения разослало всем начальникам депо предписание о том, чтобы они, начальники, немедленно запасли соответствующее количество машинистов, их помощников и кочегаров. Из ярославского депо в скором времени на фронт отправляется еще несколько бригад.
* * *
В уезде опять ожидается мобилизация запасных. Народ встревожен, а бабы уже проливают слезы. В первую мобилизацию в ближайших к Грязовцу деревнях повесились два человека. Интересно было бы узнать, сколько человек в России лишили себя жизни из-за боязни войны.
* * *
Рыбинск. На выдачу ежемесячных пособий женам призванных на службу нижних чинов запаса здешняя городская дума согласно сделанному ей предварительному подсчету пенсионерок ассигновала сумму в 4500 рублей в год.
В настоящее время таким пособием от города (на наем, отопление и освещение квартир – по закону) пользуются 74 женщины, из них 32 бездетные, 25 – с одним ребенком, 15 – с двумя и 2 – с тремя детьми.
В истекшем году все эти женщины одинаково, как бездетные, так и семейные, получали в городской управе по 5 рублей в месяц каждая, так что общая сумма отпускаемых пособий определялась в 370 рублей.
Такая сумма показалась «отцам города» чересчур значительной, и поэтому, а также в видах экономии было признано необходимым сократить ее насколько возможно.
В последнем очередном заседании, 25 января, обсудив вопрос о пособиях солдатским женам, городская дума постановила: взамен существующего для всех одинакового размера пособий (5 рублей в месяц) установить другой. А именно: бездетным выдавать лишь по 2 рубля, имеющим одного ребенка – по 3 рубля, двоих – по 4 рубля, троих и более детей – по 5 рублей в месяц. На удовлетворение пособиями всех пенсионерок по такому расчету требуется ежемесячно не 370, а лишь 209 рублей.
1 февраля жены запасных явились по обыкновению в городскую управу за пособием, рассчитывая каждая получить по 5 рублей. Но каково же было их удивление и разочарование, когда им объявили, что в этот раз будет выдано по 5 рублей лишь тем, кто имеет троих и более детей, а остальные получат по 2, 3 и 4 рубля.
Не ожидавшие этого женщины пришли в уныние. Наиболее бойкие из баб вступили в крупные пререкания с членом управы, заведующим раздачей пособий.
В конце концов лишь с большим трудом удалось утишить возникшее среди них «волнение». По выходе из управы недовольные и протестующие пенсионерки, каковых оказалось большинство, отправились с жалобой на управу в городское полицейское управление. Там посоветовали женщинам обратиться с прошением к господину губернатору, что и было ими в тот же день исполнено.
//Рубрику ведет кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ.