По имеющимся у нас сведениям, даже такое солидное пароходство, как М. К. Кашиной, принуждено сократить чуть ли не наполовину число рейсирующих пароходов, поставив их за недостатком топлива на зимовку. В недалеком будущем эта же участь ждет и другие пароходства, имеющие контракты на доставку топлива с известными нефтяными фирмами. Уже циркулируют слухи, что нефтяная фирма «Т-во братьев Нобель» будет принуждена нарушить обязательства за полной невозможностью выполнить их.
Большая часть буксируемых пароходов прибегает к дровяному отоплению, но это ненадолго оттянет надвигающийся общий кризис, так как прошлый неблагоприятный для промышленников год заставил сильно сократить выработки, и запасы на лесных пристанях крайне незначительны.
Вполне понятно, что цены за перевозку грузов должны расти в первую очередь, и такое повышение цен на грузы уже наблюдается. Особенно сильно это скажется на зерновых, мучных товарах и соли, товарах, как известно, требующих наиболее низкого тарифа. А это имеет большое значение ввиду надвигающегося на Россию голода.
Что же касается соли, то и при нормальных условиях тариф за провоз крайне повышает ее стоимость, при настоящих же условиях она не выдержит тарифа.
Нефтяной кризис отзовется и повышением цен на освещение. Наблюдается слишком малое транспортирование керосина вверх по Волге ввиду недостатка керосина и перевозочных средств.
Хлеботорговцы, рассчитывая, что при надвигающемся голоде потребуется усиленная транспортировка хлебных грузов, запаслись большим, чем обыкновенно, количеством баржей и теперь терпят громадные убытки.
Если пароходные фирмы и хлеботорговцы терпят убытки, то это еще не так печально, тем более что сумеют вознаградить себя и таким образом переложить тяжесть кризиса на потребителей, то есть прежде всего и больше всего на крестьянина и бедные слои город-ского населения.
* * *
ИЗ ЖИЗНИ ДЕРЕВНИ. В настоящее время Ростовский уезд в некоторых волостях подвергается санитарному исследованию. Исследования производят специально для того приглашенные земской управой студенты. Само собой, в деревне по этой части находится много недочетов.
Особенно в жалком санитарном состоянии найдены были некоторые промышленные и другие заведения богатого и торгового села Поречье-Рыбного. То же приходится наблюдать санитарам и в других селах. На народ все эти исследования производят дурное впечатление. Особенно исследование питьевой воды в колодцах. Недавно в одну из лавок города Ростова зашла за покупками женщина одного из подозерных селений и горько плакалась:
– Испортили у нас студенты воду-то. Сначала сами пробовали. Потом камешки на ниточке спускали туда. Ушли они, а вода-то и покраснела. Никто и не пьет теперь. Все боятся. Ходим на другой колодец, а даль-то какая!
Мужики наши уж больно осерчали. Приди, говорят, они опять к нам, так мы их посадим вниз головой в колодцы-то. Будут портить воду-то... И затем мы им сказали, что из этого колодца берем воду на чай. Нужно бы сказать, что из озера. Пусть бы померили все озеро. А теперь вот и майся с водой-то...
* * *
РОМАНОВО-БОРИСОГЛЕБСК. В Романовском уезде в с. Ваулове недавно основана жен-ская обитель под названием «Успенский скит». В числе прочих благоустройств в обители устроена и канализация. Причем исходным пунктом канализационной трубы, то есть местом спуска нечистот, избрана речка Сдериножка.
Речка эта хотя и небольшая да и название ее довольно неблагозвучное, но тем не менее она на своем трехверстном протяжении (от с. Ваулова до впадения в реку Эдому) обслуживала семь селений: село Никола-Эдома, деревни Ефимово, Лукинское, Сельцо, Голенинское, Ивановское и Омелино. Вода речки Сдериножки была настолько чистой и вкусной, что употреблялась жителями помянутых селений для варки пищи и питья.
Теперь же эта вода, «подслащенная» скитскими нечистотами, уже не может соответ-ствовать своему прежнему назначению. Приходится избегать загрязненной речки и обзаводиться колодцами. Теперь эту воду порядочный мужичок и свинье в корыто не нальет. Не мешало бы исправить как-нибудь эту канализационную ошибку.
* * *
ТАБАЧНАЯ ПЫЛЬ. Обыватели местности, прилегающей к табачной фабрике «Феникс» Ф. Е. Вахрамеева на Борисоглеб-ской, Мологской, Романовской и в Кучерском переулке, жалуются на то, что нельзя совершенно ходить вблизи этой фабрики, не зажавши нос, так как табачная пыль густыми клубами разносится по всей этой местности.
Обыватели недоумевают, почему фабрику до сих пор не перенесут за черту города, так как вопрос об этом поднимался еще несколько лет назад.
//Рубрику ведет кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ.
* * *
Номера газеты предоставлены ГАЯО.