Люлька эта имеет свою историю. Говорят, что она имелась в Бежецке давным-давно и положила начало основанию самого приюта. По мысли людей, устроивших люльку, подкидываемые дети знающими об этом матерями направлялись прямо в приют, а не были подкидываемы где придется под окнами обывателей. Дей-ствительно, слух о люльке быстро распространился даже больше, чем следует. Этими словами мы хотим сказать то, что одним из главных поставщиков детей в приют является Рыбинск, то есть город даже другой губернии.
В самом деле, лицам, желающим освободиться от ребенка, очень легко это сделать, стоит только приехать в Бежецк, бросить ночью ребенка в люльку и не беспокоиться о судьбе его. Звонок, проведенный от люльки в приют, даст знать, что прибыл новый жилец, о дальнейшей судьбе которого позаботится администрация приюта. Однако за последнее время для избавляющихся этим способом от детей явилось некоторое осложнение, связанное с затратой на помещение ребенка в приют денежной суммы. Люлька сделалась предметом эксплуатации со стороны темных личностей, умеющих ловить рыбу в мутной воде. Эти люди воспользовались наплывом бросающих в люльку детей и, соединившись в коалицию, устроили своеобразное ночное дежурство около ворот приюта.
Вот идет женщина. Пугливо озираясь, несет она «плод любви несчастной», заботливо завернутый в одеяльце или теплый платок. Приближается к приюту. Но положить ребенка в люльку ей не удается. На дороге ее перехватывают члены организованной шайки и начинают запугивать. Они говорят, что ее ребенка в приют не примут, что ее могут накрыть, то есть уличить и т. п. Женщина теряется и не знает, что делать. Члены шайки предлагают ей «помочь» – за известную сумму, смотря по костюму женщины, определить ее ребенка в приют. Женщина поневоле соглашается и дает требуемые деньги. Аферисты же, проводив женщину, преспокойно бросают ребенка в люльку, а сами опять отправляются на свой наблюдательный пост.
Шайку эту в городе все знают. Вероятно, также знает и бежецкое земство, содержащее этот приют. Иногда вести о проделках аферистов доходили даже до канцелярии полицейского управления, но нам неизвест-но, предпринималось ли что для прекращения этого безобразного явления. По крайней мере, проделки аферистов у ворот приюта продолжаются до сих пор. Не последнюю роль в этой шайке играет некая «баба Матрена», служившая ранее в приюте и променявшая профессию няни на более выгодную.
Бежецкое земское собрание 1902 года постановило снять люльку с крыльца приюта. Но господин губернатор почему-то нашел постановление земского собрания незаконным и опротестовал его. Протест губернатора земское собрание не оставило без внимания и обжаловало его в сенате.
Дело в сенате лежит до сих пор... А люлька продолжает функционировать, наполняя приют новыми членами, а карманы аферистов новыми сборами с бедных матерей.
* * *
МОЛОГА. Какие нравы процветают здесь, можно судить по следующему факту. Недавно к одному из местных соборных священников принесли крестить ребенка. На беду, «строгий» батюшка узнал, что принесенный для крещения ребенок незаконнорожденный. Блюститель нравственности о. Рудинский – фамилия священника – не только отказался крестить такого ребенка, но, будучи последовательным, изругал как ребенка, так и принесших его восприем-ников.
Акушерка и кум с кумой, напутствуемые ругательствами о. Рудинского, отправились с ребенком в Заручье. Но здесь батюшка оказался с еще более «высокой нравственностью». Этот не только как следует отругал отца и мать несчастного ребенка, но даже бросился с кулаками на принесших ребенка, грозил «раздавить» ребенка.
Где крестили ребенка и удалось ли крестить его в Мологе, неизвестно. Но чем же виноват ребенок, акушерка и принесшие ребенка для крещения! Чем они заслужили такое издевательство?! Говорят, оскорбленная акушерка и крестный ребенка подали жалобу на «ревностных» отцов Мологи. Как-то взглянет на это дело епархиальное начальство? Неужели и этот случай, как и многие другие, благополучно будет замят?!
* * *
ЯРОСЛАВЛЬ. На берегу реки Которосли, против мельницы Вахрамеева, вечером 2 сентября найден трупик новорожденного младенца. Рот у младенца заткнут тряпкой, что доказывает насильственную смерть.
//Рубрику ведет кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ.
* * *
Номера газеты предоставлены ГАЯО.