Самой сенсационной из них можно считать таинственное погребение первой половины XIII века. Огромная фотография этой жуткой могилы, наполненной доверху человеческими скелетами со следами насильственной смерти, предстает перед глазами прежде всего. Сами останки сейчас в Москве, их продолжают изучать ученые, потому что вопросов больше, чем ответов.
«Сооружение № 9», как значится оно на схемах археологов, представляло собой деревянный подклет (погреб) жилой постройки площадью 12 квадратных метров. Он буквально битком набит останками 70 человек, погибших, по заключению антропологов, от рубленых ударов в область шеи, лица и конечностей.
Как установили те же антропологи, жертвы этого страшного побоища в основном женщины и дети плюс небольшое количество мужчин старше 45 лет. Вместе с костями лежали обломки глиняных горшков, железный топор, обломки цилиндрического железного замка.
По мнению ученых, после пожара, уничтожившего постройку, подклет был использован в качестве братской могилы мирного населения города, погибшего в результате трагических событий времен монгольского нашествия 1238 года.
После завершения исследований останки будут возвращены в Ярославль и захоронены у стен нового Успенского собора.
А вот находка, которая, напротив, помогла ответить на многие вопросы. Это крошечная чешуйка-копейка времен Алексея Михайловича. Известно, что такие денежки бытовали в очень короткий промежуток времени – в 60 – 70-е годы XVII века. Копейку нашли в фундаментах собора, уничтоженного в 1937 году. Значит, он был построен в те самые годы. Таким образом, на Стрелке, оказывается, было не три Успенских собора, поочередно сменявших друг друга, а четыре.
На выставке много удивительного и для ученых, и просто для любознательной публики. Высокий художественный вкус, с которым сделано женское украшение-амулет в виде петушка, выдержит сравнение с самыми изысканными изделиями ювелирного искусства всех времен. Крошечная шумящая подвеска в виде утиной лапки свидетельствует о его принадлежности к финно-угорским собратьям, у которых был культ водоплавающей птицы, считавшейся началом всего живого в мироздании. Время изготовления этого чуда – XII – XIII вв.
А рядом еще несколько художественных изделий, увы, их датировать не удалось: фрагмент амулета в виде топорика, обломок предположительно светильника – тоже ажурные и очень красивые.
Кто только тут не отметился – художествами, но больше кровью. Вот шпоры воинов XIII века. Подковки XVI века. Наконечники стрел. И камни Успенских соборов – всех, что тут когда-то стояли.