В следующем месяце из ярославской губернской тюрьмы будут отправлены в Сибирь ярославский мещанин Золотцев и крестьянка Ярославской губернии и уезда Мария Шарова с четырьмя малолетними детьми, из которых младшему полтора года. Перед отправлением в Сибирь им будет разрешено вступить в брак. Золотцев и Шарова были осуждены на двенадцать лет каторжных работ.
Золотцев под влиянием преступной страсти к Шаровой убил ее мужа и при содействии Шаровой удачно скрыл следы преступления, после чего оба безнаказанно жили вместе более четырех лет. Не вполне зачерствевшая совесть Золотцева не давала все это время ему покоя, и он, несмотря на счастливую по внешности жизнь и любовь к Шаровой и детям, сам добровольно отдал себя в руки правосудия и пожелал понести наказание.
В настоящее время по ходатайству суда последовало милостивое высочайшее повеление, коим Золотцеву и Шаровой смягчается наказание и каторга заменяется ссылкой в менее отдаленные места Сибири. Многолетние мучения, тяжкие минуты, пережитые во время следствия и суда, тюремное заключение послужили искуплением вины несчастным преступникам. Теперь им предстоит начать новую жизнь на новой их родине с малолетними детьми и совершенно без всяких средств к существованию.
Сообщая всем великодушным и сострадательным людям о положении будущих ссыльных Золотцева и Шаровой, мы выражаем надежду, что многие пожелают помочь им начать в Сибири новую трудовую жизнь. Просим адресовать пожертвования деньгами и вещами на имя помощника тюремного инспектора А. П. Аксакова на Духовской улице в доме Колмогорова.
Надзирателя ранил арестант
В помещении арестантских рот за Которослью во время обхода камер младшему надзирателю Ч. арестантом Голубевым были нанесены кухонным ножом три раны, причем одна опасная – в живот. Подобный поступок со стороны Голубева, по его словам, был вызван не личной злобой на надзирателя, а явился следствием общего его недовольства наказанием, к которому он был приговорен окружным судом на три месяца. По собственным словам преступника, он предпочел бы каторгу арестантским ротам.
В настоящее время преступник находится под след-ствием. Что же касается здоровья пострадавшего, то он проходит лечение в губернской земской больнице, и его раны теперь не представляют серьезной опасности для жизни.
Больница в тюрьме
Нам сообщают, что в Ярославле будет открыта центральная тюремная больница. Здесь будут помещаться больные арестанты, требующие госпитального ухода. Такое благое начинание начальника губернии вызвано антисанитарными условиями помещений и вообще всего обихода арестантов.
В прошлом году в больнице при ярославской тюрьме и двух исправительных отделениях процент смертности достиг чересчур высокой цифры. В губернской тюрьме при среднем ежедневном числе заключенных в 214 человек число больных достигало 25. За год умерло 18 человек. В исправительных отделениях из 352 содержащихся в среднем было 20 больных ежедневно. За год умерло 25 человек.
По отзыву врачебного инспектора, эти цифры значительно выше нормы смертности в Ярославле. Главными болезнями, уносящими жизнь арестантов, являются чахотка и желудочно-кишечное расстройство. Борьбу с этими язвами затрудняют следующие причины: 1) употребление арестантами нефильтрованной воды для питья; 2) крайнее неустройство и неприспособленность ныне существующих при ярославских местах заключения больниц; 3) недостаток медицинского персонала – один врач и три фельдшера в трех местах заключения.
Все эти причины в совокупности и рождают огромный процент заболеваемости и смертности, уменьшению которого должна способствовать новая больница на 45 кроватей.
Объявление. Приглашаются желающие занять две фельд-шерские должности при ярославских местах заключения с окладом жалованья в 300 и 420 рублей в год при готовых квартирах. Заявления принимаются в тюремной инспекции в здании губернского правления.
//Рубрику ведет Руслан СМИРНОВ, кандидат исторических наук.