Исстари заведенный обычай на людей посмотреть и себя показать, исчерпывающий тщеславие людское, настолько упрочился в охраняющем заветы старины крестьянском населении Ярославской губернии, что даже при нарастающих ныне совсем иных веяниях и потребностях, обычай этой все же не лишен некоторой оригинальности - при всей кажущейся с первого взгляда уродливой маскарадности.
Но в этом последнем обстоятельстве следует видеть уже изнанку цивилизации, ту самую, что создала и еще продолжает создавать так называемую "частушку".
Обыкновенно в первый день заявляющейся масленицы, понедельник, совпадающий с местным базарным днем, в Ярославль съезжается наиболее обеспеченное население крестьян с семействами и, главным образом, молодожены, в течение дня совершающие променады по Екатерининской улице. Собираются к полудню зрители, образовывающие две стены, между которыми и фланируют безмолвно нарядившиеся в лучшие костюмы молодые люди.
Когда-то, надо полагать, эта живая выставка свидетельствовала о добрых старых нравах, с ее достоинствами и показной стороною, выражавшейся в щегольском деревенском облачении, когда романовские полушубки и деревенская ткань с расписными узорами производили фурор и вообще доминировали над всем прочим.
Другие времена - другие нравы. Те же крестьянские парни, те же, кажется, девицы красные, молодые белоснежные, но - прощай, домотканый наряд, прощай, полушубок с цветной подпояской. Деревенские девушки и женщины специально для этого дня, отправляясь на "столбы"* - так именуется прибазарное променадное место - одевались в бархатные мантильи, крытые дорогим разноцветным плюшем ротонды, кофты и пальто на лисьем меху, с меховыми обшивками; на головах пестреют огромных размеров увешанные цветками и перьями шляпки и шапочки.
Молодые облачены в модные шубы с бобровыми или ильковыми воротниками, рединготы и ценные головные уборы; пальцы у всех унизаны кольцами с разноцветными каменьями, и в ушах серьги...
Но костюмы, костюмы - самые разнокалиберные! Что же касается шляпок, то вряд ли фантазия создаст что-либо подобное: весенние, летние и зимние фасоны времен Марии Антуанетты; стили рококо и модерн и прочие: чего хочешь, того и просишь. И во всем том видна рука или руки ломбардов столиц, затопляющих деревни всяческим хламом.
Все это фланирует по базарной улице, старательно обращает на себя внимание зрителей, и тут же вслед за молодыми тянутся старики - родные и родственники щеголих. Разумеется, пожилые крестьяне облачены в обыкновенные полушубки и сермяги и от этого контраст еще боле выигрывает.
Утомившись променадом и достаточно намозолив всем глаза шляпками, шелковыми юбками, перчатками, розовыми и фиолетовыми ротондами, щеголихи и щеголи направляются в трактиры и постоялые дворы, пьют чай и затем - по домам, верст за 23 - 30.
Подобный "понедельник" празднуется в Угличе, а в четверг на этой неделе своеобразный карнавал проходит в Ростове.
*Имеется в виду здание с четырехколонным портиком с треугольным фронтоном на углу улиц Кирова и Андропова; там в начале ХХ века помещался ресторан "Столбы".
Подготовил Виктор ХРАПЧЕНКОВ.