9 ИЮЛЯ 1906 ГОДА изза разногласий с правительством по аграрному вопросу была распущена первая Государственная дума. В знак протеста против роспуска думы свыше двухсот бывших депутатов подписали в Выборге обращение к народу, призывавшее к сопротивлению властям: «ни копейки в казну, ни одного солдата в армию».
Обращение депутатов к народу необходимо было распространить значительным тиражом, и здесь неожиданно в круговорот общероссийских политических событий оказался вовлечен провинциальный Ярославль.
* * *
ВООРУЖЕННОЕ НАПАДЕНИЕ НА ТИПОГРАФИЮ «СЕВЕРЯНИНА». В пятницу, 14 июля, в первом часу ночи, по постановлению ярославского комитета российской социалдемократической партии в типографию газеты «Северянин» явилось двенадцать вооруженных револьверами молодых людей.
Разъединив телефон, они, угрожая револьверами, заставили набрать и отпечатать «манифест народных депутатов» и прокламации. Отпечатав их к пяти часам утра в количестве 5000 экземпляров, неизвестные молодые люди беспрепятственно ушли и скрылись.
После их ухода было сообщено в полицию. Полиция и жандармерия, ничего подобного не видавшая и не слыхавшая в богоспасаемом городе Ярославле, встрепенулась и вся встала на ноги.
Через полчаса дом, где помещается типография, был наполнен прибывшими чинами полиции, а близлежащие улицы оцеплены жандармами и полицией. Прибыли также губернатор, вицегубернатор, прокурор, жандармский полковник и другие власти, но виновники происшествия не были разысканы, хотя и произведены были немедленно обыски и аресты проходивших любопытных зрителей. Был снят тщательный допрос с наборщиков, но они не могли установить их личности и нигде их не видели.
Полиция растерялась до того, что когда при допросе записывали арестованных лиц, то чинам полиции казалось, что в руках арестованных скрыта бомба или револьвер, и они поминутно оглядывались назад.
* * *
В ПОГОНЮ ЗА МАНИФЕСТОМ. Полиция в погоне за розыском манифеста, отпечатанного в типографии «Северянина», задерживает разносчиков газет, отправляет их в полицию, где и просматривает газеты, ища между ними манифест. Благодаря этому московские газеты получаются от разносчиков некоторыми подписчиками с большим опозданием.
* * *
УТРОМ, 14 ИЮЛЯ, сбившаяся с ног в поисках участников вооруженного нападения на типографию «Северянина» полиция задерживала всех проходивших и проезжавших мимо конторы «Северянина».
Так, были задержаны и препровождены в полицию ехавшие на извозчике: наборщик типографии Фальк, возивший цензору очередной номер, и служащий в конторе газеты «Северный край», возивший на почту газету подписчикам. Оба после допроса в первой части были отпущены.
* * *
К СЛУЧАЮ В «СЕВЕРЯНИНЕ». Полученная в Петербурге телеграмма о вооруженном захвате в Ярославле типографии местной газеты «Северянин» двенадцатью вооруженными людьми для отпечатания обращения бывших представителей думы к своим избранникам заставила министерство внутренних дел принять ряд мер к тому, чтобы подобные случаи больше не повторялись.
Так, департамент полиции разослал циркулярно от имени министра внутренних дел распоряжение о принятии неотложных мер к усилению надзора за всеми печатными заведениями и назначении постоянного дежурства полицейских чинов у типографий.
* * *
ИСТЯЗАТЕЛИ. 17 июля, в час дня, из типографии «Северянина» были вытребованы в полицию наборщики Петр и Василий Державины, Завацкий и Барон. В ночь перед этим полиция арестовала наборщика той же типографии Степанова.
Вчера, в 3 часа дня, двое из арестованных были освобождены, возвратились в типографию избитые и рассказали своим товарищам о возмутительном избиении, которому они подверглись со стороны полиции.
Избивал наборщиков помощник полицмейстера, начальник сыскной полиции Мегалинский в присутствии одного из своих агентовсыщиков.
Среди наборщиков «Северянина» теперь царит ужас при мысли об участи еще не освобожденных товарищей, а также при мысли о том, что если и они по какомунибудь подозрению со стороны ошалевшей полиции будут арестованы и подвергнутся той же участи.
* * *
В ЧЕТВЕРГ, 13 июля, вечером, состоялись проводы накануне прибывших ссыльных. Собралось довольно порядочно публики проводить безвинно пострадавших. Этап в сопровождении публики шел с пением революционных песен. Проводивши ссыльных, публика также с песнями возвращалась назад по бульвару. Столкновений с полицией не было.
* * *
В ДАНИЛОВЕ на заборах улиц и даже церквях расклеен манифест о роспуске думы. Крестьяне относятся скептически к роспуску думы: «Зачем производились затраты на выборы и т. п. расходы, ужели затем, чтобы все пустить на воздух. Ведь денег и так нет в государстве, а и есть какие, то это наши», – говорят они.
* * *
ХОДОКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ послали на родину телеграмму: «Дума распущена – ждать нечего».
* * *
Номера «Северной речи» предоставлены ГАЯО.