«ИГРА НА ЧУЖОМ ПОЛЕ»
Так озаглавил Маркус Вольф свою книгу, выпущенную к тридцатилетию разведки ГДР. Многие секреты «ШТАЗИ» раскрывает он в опубликованном в Смоленске фундаментальном исследовании «История знаменитой спецслужбы». Но до того, как ее возглавить, он долгие годы прожил в СССР. Маркус – сын известного врача и драматурга Фридриха Вольфа, убежденного антифашиста. После прихода к власти фюрера семья Вольфа эмигрировала: сначала в нейтральную Швейцарию, затем во Францию. Когда коричневые тучи сгустились над Европой, коллегиписатели Всеволод Вишневский и Борис Лавренев пригласили семью Фридриха в нашу страну. Вскоре Вольф получил советское гражданство.
Маркус окончил спецшколу имени Карла Либкнехта, поступил в Московский авиационный институт. Когда началась война, эвакуировался в АлмаАту, затем в Казань. Перебравшись в Уфу, Вольф стал курсантом 101й школы Коминтерна. Здесь готовили диверсантов, учили разведделу.
В 1943 году произошел решающий перелом в войне. Маркус вернулся в Москву, работал радиожурналистом комитета «Свободная Германия». Летом 1945го он вел передачи с Нюрнбергского процесса...
Приходится лишь поражаться достижениям разведчиков Вольфа: в аппарат НАТО внедрен «крот», Райнер Рупп, к сотрудничеству со «ШТАЗИ» привлекли... советника канцлера ФРГ Вилли Брандта – Нюнтера Гийома и помощника Гельмута Коля – Адольфа Кантера.
На службе ГДР оказалась главный аналитик западногерманской разведки по СССР и странам Варшавского договора Габриела Гаст.
В Западной Германии на Маркуса Вольфа работали около 40 тысяч агентов – граждан ФРГ. Они были везде: в правительственных учреждениях и дипломатических миссиях ФРГ, в НАТО, в посольстве США и американской разведке в Западной Германии, в дипкорпусе в Бонне...
Вот лишь один пример. 21 мая 1956 года из кабинета начальника военной разведки министерства обороны США исчезли... два сейфа совсекретных документов. Через пять дней в ГДР одновременно были арестованы 137 засланных из США в Восточную Германию «казачков».
КОНЕЦ РАЗВЕДКИ
После объединения Германии Вольфу предстояло увидеть, как гибнет то, что создавалось десятилетиями. Началась «охота на ведьм». Преследовались офицеры, принесшие всемирную славу «ШТАЗИ».
Маркус остался верен себе. Он публично заявил, что готов предстать перед судом и не намерен уходить в подполье. Последовал арест. Три судебных процесса, на которых его по законам исчезнувшей ГДР пытались привлечь к уголовной ответственности за преступления, которых он не совершал. Но в итоге все обвинения были сняты.
В книге «Личное дело» руководитель КГБ Владимир Крючков упоминает, как весной 1991 года он совершил неофициальную поездку в Берлин: «Там у меня состоялись встречи с руководителями некоторых ведомств... Конечно, главная тема переговоров состояла в нашем стремлении помочь немецким товарищам, защитить их».
Так что в СССР Маркуса Вольфа ценили очень высоко и старались сделать для его спасения все возможное.
ПРОВИДЕНИЕ МАРКУСА ВОЛЬФА
За два года до того в кабинете начальника управления КГБ по Ярославской области раздается звонок. По ВЧ звонит помощник руководителя Комитета государственной безопасности Владимира Крючкова.
– К вам с юга по Волге теплоходом едет Маркус Вольф с супругой. Владимир Александрович просит их встретить. Только имей в виду: они осмотрели Саратов, проехали по местам сражений Сталинградской битвы. Может, придумаешь, как нашим друзьям отдохнуть от официальных мероприятий на ярославской земле.
Немедленно следует указание подыскать хорошее место за городом. Организовать отдых на «зеленой» с шашлыками, посидеть за дружеской беседой. Одним словом, отрешиться на несколько часов от чекистских забот.
Речной порт. С борта теплохода сходит Маркус, пожилой, но крепкий мужчина, и невысокого роста блондинка. Как выяснится за «круглым столом», общительная и милая собеседница.
– У нас шесть часов стоянки теплохода, – говорит Вольф. – Какие будут предложения?
– Едем на лесную опушку, отдохнем.
...К приему высокого гостя все готово: и ароматные шашлыки, и охлажденная русская водка. Маркус употребляет водочку с видимым удовольствием. Супруги чекистов ведут свой, только женщинам присущий разговор. Кстати, гости из ГДР прекрасно говорят порусски.
Беседуют и коллеги по службе. Маркус то и дело пытается перевести разговор на актуальные темы событий в СССР. Полковник УКГБ отделывается общими фразами. Переводит разговор на застольные темы. А Маркус вновь о своем: что происходит в стране? как органы госбезопасности относятся к этому? Под «этим» Вольф понимает скрытую угрозу, которую «чувствует, как чекист».
Начальник УКГБ отвечает обтекаемо: оперативная обстановка в регионе нормальная, в других областях и краях могут быть свои особенности. Он не кривит душой. В Ярославской области действительно в то время негативных явлений не наблюдалось. Одним словом, уходит от прямого ответа тактично, но твердо.
Маркуса, в частности, очень интересует мнение о личности Горбачева как политика. Он знает, что первое лицо государства, выезжая за рубеж, ведет переговоры, которые не вписываются в рамки политической линии ЦК КПСС.
Тогда Вольф заявляет прямо:
– У вас назревают события, которые станут тяжкими не только для вас. Они станут могилой и для ГДР. Меня удивляет только одно: мер, адекватных тем угрозам, что видны невооруженным взглядом, никто ни в Политбюро, ни в правительстве не принимает. Страна по существу идет вразнос...
Это было сказано летом 1989 года.
Маркус Вольф оказался провидцем. Его слова стали реальностью. Исчезла с карты мира ГДР, уничтожена одна из лучших разведок мира.