ДЕЛА "об усыновлении" во множестве возникают в волостных правлениях Пошехонского уезда. Усыновляются в основном люди пожилые, семейные. Чаще всего зятья, племянники и т. д. Как известно, приписаться к сельскому обществу без согласия самого общества никак нельзя. Скажем: я желаю, а оно не желает. Но, по счастью, в этом обществе имеется у меня знакомая старуха, владеющая надельной землею, или кто-нибудь в этом роде. По обоюдному соглашению она усыновляет меня, и я вступаю во все права ее сына, становлюсь равноправным членом общества без согласия оного. По смерти усыновившей ко мне переходит и ее надел.
Наши волостные писари за то, чтобы оборудовать все хлопоты по усыновлению (т. е. написать две-три бумаги), берут рублей 25 - 30. А все это они должны делать для крестьян бесплатно, да и написание всех этих бумаг стоит много-много - 2 - 3 рубля.
* * *
"ЛАМПАДНОЕ масло" (так называемое) успешно сбывается местными торговцами за настоящее галлиполийское, а на самом деле фабрикуется из минерального путем очистки. Иные из местных предпринимателей-фальсификаторов в самом Ярославле занимаются во дворах такою очисткой.
* * *
КОНФЕКТНЫЕ фабрики в Ярославле удачно конкурируют с московскими. Здесь, как и в Москве, фабриканты отпускают леденцы на дом, где работницы обвертывают их в бумажки. С пуда работница получает до 35 коп.
* * *
НА БЕРЕГУ Волги близ пристаней располагаются на ночлег партии паломниц, отправляющихся в Саровскую пустынь на поклонение мощам. Преобладают старухи. Утомленные ходьбою в знойные дни, паломницы, не раздеваясь, укладываются на берегу кучками, подстилая под себя тряпку, а изголовьем служит котомка.
* * *
В ЕПАРХИАЛЬНОМ Ионафановском женском училище происходил выпуск окончивших курс воспитанниц. Каждая получила от училища белое платье, шляпу и обувь. Сироты получили еще каждая два платья - шерстяное и ситцевое, пальто, калоши и белье. Кроме учебных предметов изучалась гигиена, обучались рисованию, а более способные - акварельной живописи. Все обучались хозяйству, кройке и шитью платьев, домашнему рукоделию, многие с успехом занимались и домашними рукодельными работами. Наиболее развитые в музыкальном отношении были обучаемы игре на скрипке, чтобы дать им возможность пользоваться этим музыкальным инструментом при обучении пению в школах.
* * *
ПОЖАРНУЮ трубу схватили мужики в первую очередь, когда в пошехонском селе Всехсвятском случился пожар. Но встретилось неожиданное препятствие: у трубы не оказалось рукава, по которому подают воду. После стали разыскивать: куда подевался этот и другие рукава? Оказалось, их употребил на подпруги к седелкам для своих лошадей сельский староста, а часть продал соседу.
* * *
КОРРИДА с участием быка, велосипедиста и трамвая разыгралась с утра на линии, проходящей по дамбе. Со стороны вокзала ехал велосипедист с номерным знаком 189. Навстречу ему ехал крестьянин на телеге, к которой был привязан бык. Они поравнялись друг с другом, а с ними поравнялся трамвайный вагон № 18. Велосипедист оказался между двумя "средствами сообщения". Стремясь скорее выбраться из этой узости, он дал предупредительный звонок. В тот же миг перепуганный бык поддел велосипед на рога и отбросил его в сторону вместе с седоком. При падении на мостовую велосипедист повредил руку. До дому он был вынужден добираться пешком.
Подготовил по материалам газеты "Северный край" за июнь 1903 года Виктор ХРАПЧЕНКОВ.