Подробности «Северному краю» рассказала сотрудник музеязаповедника Екатерина Пащенко.
– В действительности это была школасад. Сюда принимали детей с четырех до шести лет и с семи лет и старше. Школасад располагалась на съемной квартире. А вот где – выяснить пока не удалось.
По данным Е. Пащенко, в 1912 году у Нечаевой было уже 82 воспитанника: 15 – в саду и 67, говоря понашему, в начальной школе.
Ольга Ивановна Нечаева родом из Пензы, окончила в Москве Сиротский Николаевский институт, преподавала французский язык в частной женской гимназии. Глубоко переживая события 1905 года, решила посвятить себя работе с маленькими детьми, дабы воспитывать человека с раннего возраста. К делу подошла серьезно, встречалась с коллегами в Москве и Петрограде, в 1910 – 1911 годах ездила с общедоступными экскурсиями за границу, где знакомилась с тем, как все поставлено в Европе.
Воспитанники Нечаевой занимались по программе, где значились французский и немецкий языки, ручной труд, рисование, пение, гимнастика с подвижными играми. Судя по всему, она придерживалась методик «свободного воспитания», которые по примеру Запада стали тогда популярны в России. Имелось в виду саморазвитие под присмотром взрослых, без авторитарного давления на ребенка.
После 1917 года следы Ольги Нечаевой теряются, но дошкольные учреждения в Ярославле множатся. Правда, уже под эгидой государства и в духе новых идей. Главная цель – освободить женщинуработницу, дать ей возможность трудиться на производстве. Поначалу молодые мамы отнеслись поэтому к дошкольным учреждениям с недоверием, боялись, что детей попросту отберут.
После Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию в 1921 году было объявлено о создании советской модели детского сада, в основе которой коллективизм, материализм и, главное, воспитание борцов за коммунистическое будущее.
– Запретили новогодние елки, куклы как приметы отвергнутого прошлого. Но девочки украдкой всетаки приносили с собой в сад самодельные тряпичные куколки. А то завернут чурбан в тряпочку, «запеленают» и качают. В общем, изъять куклу так и не удалось. В качестве компромисса в магазинах появились куклыкрестьянки, куклыработницы, – рассказывает Екатерина Пащенко.
Новая власть заботилась о питании детей, подготовке их к школе, медицинском контроле, но при этом приучала и к проведению собраний, самостоятельной уборке помещений, работе на земле. Игры тоже отражали советскую действительность: малыши строили из кубиков трибуну, произносили «речи».
К 1927 году в Ярославле уже семь дошкольных учреждений. Обычно они размещались в помещениях без отопления, водопровода, канализации. Отапливались дровами, воду сотрудники привозили летом на тележках, зимой на санках – так было, например, на Красном Перекопе.
Рос Ярославль, строились новые заводы и фабрики, женщинам нужно было работать, росло и число детских садов. В 1938 году их уже 89, в 1940м – 101.
Во время войны многие сады Ярославля приняли детей из блокадного Ленинграда. Вместо 40 человек в некоторых стало по 200 – 250. Чтобы прокормить детей, завели свиней, уток, кур, огороды.
В 1980х годах в Ярославле насчитывалось без малого 300 детских садов. Сейчас осталось 186, и их не хватает для всех желающих.
За 100 лет ситуация с детскими садами в городе менялась много раз, и хочется верить, что сейчас тоже изменится к лучшему. Первый раз за много лет музейзаповедник, например, заинтересовался этой темой. В отделе современной истории даже объявили сбор довоенных игрушек и книжек. Добрый знак.