«Русич» – точная копия торгового судна времен князя Святослава, следует из Петрозаводска, где братья за полтора года построили ладью, в далекий Иран.
На палубу необычного корабля забрались любопытные ярославские пацаны. Примеряют стальные литые и клепаные шлемы, кольчуги, рассматривают мечи и топоры, изготовленные в Череповецком военноисторическом клубе «Вакула» участником экспедиции Геннадием Веклюком, разглядывают и щупают диковинный кафтан своего сверстника московского школьника Олега Калеткина, отец которого, тоже Олег, – один из спонсоров экспедиции.
– Мы старались, насколько это возможно, в точности реконструировать не только судно, но и одежду, и снаряжение русских воинов и торговцев, ходивших по Волге за пряностями и шелками в Персию, – рассказывает Андрей Богданов, доктор исторических наук, научный руководитель клуба исторических путешествий «Русский стяг». Историческое одеяние его дополняют вполне современные очки. – Я представляю здесь научный совет при Академии наук РАН по исторической демографии России. Синельники пригласили меня консультантом и научным руководителем проекта. Не все удалось сделать, как раньше. Древние ходили на ладьях без компаса. Но нас без него и спутниковой навигации не выпустили бы в Онегу. А вот конструкция судна, одежда воинов, вооружение восстановлены с максимальной точностью.
– Я заметил, что у вас даже тросы пеньковые. Вот только гротафал почемуто современный, капроновый.
– Это тоже требование безопасности. Еще одна дань цивилизации – газовая плита. Раньше путешественники на ночь не становились на якорь. Выходили на берег, на кострах готовили еду. Теперь это не везде возможно.
– Какова главная идея похода?
– Хотим продемонстрировать народу и властям регионов значение для России этой важнейшей транспортной артерии.
С Х века с ее помощью между Европой и Азией шел обмен не только товарами, но и культурными ценностями. До XVII – XVIII веков по Волге ходили караваны из сотен сухогрузов с командами по 300 человек. От Астраханской таможни столько дохода поступало, что в XVII веке его хватало на содержание всей русской армии.
Россию в десятом веке называли Гардарикой. В Европе ходили слухи, что она невероятно богата. Археологи это подтверждают: обычные женщины в те времена носили шелка, которые в старом свете могли позволить себе только королевы. Золото и серебро в Европе не добывали, драгоценных камней тоже, все везли от нас. А на Руси даже крестьянки дорогие бусы носили.
– Волга была открыта для свободного плавания, и наши князья жили за счет этого торгового пути.
Капитан и командир экспедиции Сергей Синельник поднялся к нам из тесного трюма. Именно на плечи капитана легли все финансовые и организационные заботы по снаряжению необычного путешествия, остальные участники вносили свой вклад по мере возможности.
– До этого мы плавали по Черному, по Азовскому морям на парусных лодках, – рассказывает он, – совершали восхождения на горы, прошли с братом на яхте «Картер30» шесть тысяч миль вокруг Европы, совершили кругосветку на мотоциклах по всем материкам, по всем пустыням.
С 14 лет мы с Сашей мечтали о путешествиях, устраивали морские сражения. Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, нам пришлось десять лет работать. Быть попеременно электромонтерами, художниками, предпринимателями... В 27 лет мы впервые отправились в дальний путь, а с 2002 года регулярно ходим в походы.
В июле экспедиция планирует достичь берегов Ирана. О визах никаких переговоров Синельники пока не вели. Надеются, как в Х веке, через толмачей договориться о стоянке экипажа в сопредельной стране на месте. Потом вернутся в Астрахань, оттуда вдоль Каспия направятся в Казахстан, где и закончат плавание на реке Урал.