ЯРОСЛАВСКИЕ КОРНИ
Потребовалось несколько месяцев, чтобы узнать, что действительный член Академии инженерных наук Украины, член двух ученых советов госуниверситета Днепропетровска, кавалер ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, лауреат Ленинской премии профессор В. И. Кукушкин – наш, ярославский, с Первой Бутырской улицы.
Когда в школе изучали «Войну и мир», Володя любил читать описание Бородинского сражения. Особенно о батарее капитана Тушина. Перед глазами мальчишки возникала колоритная фигура его деда по матери, носившего такую же фамилию.
У Александра Яковлевича Тушина, выходца из Мологи, были золотые руки. В первую мировую он попал в немецкий плен. Работал в Руре на шахтах. После возвращения на родину сам построил дом в Коровниках. Здесь он прослыл отличным часовых дел мастером. На досуге писал книгу воспоминаний о жизни в кайзеровской Германии.
В семье деда всем заправляла его жена, воспитавшая пять сыновей и дочерей. Каждого поставила на ноги, довела до венца. В выходные молодая поросль собиралась в саду у дедушки «на самовар и водочку».
Здесь Кукушкины встретили и тот солнечный день 22 июня. А в августе сорок первого прощались с Володиным отцом. Железнодорожник Иван Николаевич Кукушкин отбывал на фронт заместителем начальника военного санитарного поезда (ВСП253).
Война вошла в каждый дом. Рядом с Первой Бутырской, где жили Кукушкины, проходила линия железной дороги. Здесь, перед мостом через Которосль, ежедневно останавливались поезда, доставлявшие на ярославский «Вторчермет» для переплавки захваченное у фашистов вооружение. Пацаны с Красного Перекопа были тут как тут. Потом еще долго гремели на улицах выстрелы, за городом взрывы. В хирургию больницы имени Семашко поступали очередные жертвы.
– Только повзрослев, я понял, – продолжает Владимир Иванович, – что бывал порой на волосок от смерти.
Чтобы выжить в то нелегкое время, бабушка пустила в дом постояльцев – летчиков из Туношны. Один из них, штурман полка, ухаживал за теткой Володи. Затем женился на ней. Он и заронил в сердце школьника мечту об авиации. Подсказал и место, где ее можно осуществить: Московский авиационный институт.
ВСЛЕД ЗА МЕЧТОЙ
– Учился я, – рассказывает ракетчик, – честно говоря, неважно. Но после разговора с летчиком произошло невероятное. Уговорил маму нанять репетитора по русскому языку, подтянулся и по другим предметам и поступилтаки в институт.
Параллельно с учебой в МАИ Кукушкин летал на ПО2 и ЯК18 в Московском аэроклубе, хотя был дальтоником. Пришлось пойти на обман. Медкомиссию за него проходил товарищ по общежитию.
– Очень хотелось летать, – вспоминает Владимир Иванович. – В памяти навсегда остались перелеты Чкалова, Белякова и Байдукова. Поэтому мечтал о профессии летчикаиспытателя. Но судьба распорядилась иначе.
Точку в летной практике племянника поставил дядя штурман: «Техника не прощает. Ее не обманешь». Его друзья – ведомые – по аналогичной причине (обманули медкомиссию) во время перегона штурмовиков в Югославию потеряли ориентировку и погибли в Адриатическом море. Так Кукушкин стал конструктором и до сих пор благодарен судьбе за встречу с человеком, который был для него всем: отцом, руководителем, старшим товарищем.
А потом судьба уготовила ему еще одну знаковую встречу – со знаменитым конструкторомракетостроителем Михаилом Кузьмичом Янгелем. Коренной сибиряк с Ангары, Янгель поначалу работал у легендарного создателя боевых самолетов Поликарпова. В войну в Новосибирске трудился над созданием новых бомбардировщиков. Работал в Подлипках с Королевым. Затем был Днепропетровск. Именно здесь и возникло ГКБ «Южное», главным конструктором которого стал Янгель.
– В начале 60х я увидел на полигоне Капустин Яр, – рассказывает Владимир Кукушкин, – стратегическую ракету Королева на твердом топливе. Михаил Кузьмич, знакомя меня с Сергеем Павловичем, порекомендовал заняться проблемой ракетного топлива. Так возникло КБ5, которое мне довелось возглавить.
КТО КОГО?
Карибский кризис 1961 года подхлестнул гонку вооружений. США после не оправдавшего надежд «Атласа» приступили к работе над межконтинентальным «Титаном». Перед КБ М. К. Янгеля в Днепропетровске стояла задача не упустить пальму первенства. Именно тогда наша страна приступила к конструированию ракеты с мощной ядерной начинкой Р18.
Не дремало и КБ5 Кукушкина. Самая мощная в мире Р18М, окрещенная в Штатах «Сатаной», стала нашим ответом американцам. Она, стартовав через облако ядерного взрыва, выдерживала превентивный удар и на подлете разделялась на десять боеголовок, поражавших десять целей. По системе «отделения», а не «толкания». Американцы до этого не додумалсь.
Затем КБ5 приступило к созданию твердотопливных ракет для подводников. Появился боевой железнодорожный ракетный комплекс – БЖРК. А в нем твердотопливный двигатель Кукушкина.
Можно перечислять и перечислять работы пятого КБ, о существовании которого долгие десятилетия наши граждане и не подозревали. Не знали они и о наградах, полученных нашим земляком, ибо упоминалось о них лишь в закрытых указах. Не распространялся о своей работе и сам «носитель секретов», как его именовали в органах безопасности. Награды надевал разве что по большим праздникам в кругу коллег.
На ракетный щит работали десятки НИИ, заводов, министерств. Все было впервые: новые виды топлива (кстати, до сих пор не превзойденные разработчиками США!). Новые материалы – высокопрочная нить для корпуса ракеты, эрозийностойкие материалы – углеродуглерод, а еще ракеты шахтного и железнодорожного старта, морской атомный крейсер «Акула».
РАЗВАЛ
После распада СССР Кукушкин выступал в США на конгрессе астронавтики в Нешвилле. Американцы не отпускали его с трибуны часа два. Ночью пришли в номер с виски и вопросами «определенного» характера. Но ничего не добились, хотя заинтересованность в ноухау была явная.
– После второй поездки, в 1993 году, – рассказывает Владимир Иванович, – в Монтану меня взяла в оборот служба безопасности Украины. Вмешались высокопоставленные бывшие работники ЦК: «Володя, не переживай. Королев сидел, Туполев сидел. Если посадят – гордись!». Вот я год и «гордился» на беседах в «сером доме»...
«Конверсия» военных разработок на Украине привела к безработице. Краса и гордость Союза Южный машиностроительный завод и ГКБ «Южное» на грани развала. За годы существования Украины как самостоятельного государства не было ни одного заказа на ракетную технику. Но даже в этих условиях Владимир Иванович нашел применение своим знаниям. Как авиационщик, он создал ветроэлектрический агрегат.
В нем воплотились аэродинамика, уникальная система управления, новые материалы, все то, что в ракете и самолете. На пустующих землях Крыма появилось более 700 ветроэнергоустановок. Они заменили АЭС, сооружение которых после Чернобыля на Украине запрещено.
Однако и это дело застопорилось изза нехватки денег в казне. Но Кукушкин не сдается. Ведет переписку с французами, пробивает идею создания воздушнокосмической системы вместе с национальным космическим агентством Украины. Недавно был в Японии на международном конгрессе астронавтики. Его доклад по воздушнокосмической системе заинтересовал Германию и Индию. А на днях позвонил мне и рассказал, что едет в Финляндию. И это в 75 лет!
Недавно Владимир Иванович прислал мне ксерокопию своей книги «Ракетное и космическое вооружение». Там были изображены десятки ракет. Кукушкин пишет: «Посылаю тебе «забор» из ракет, которые я cпроектировал и cделал на ЮМЗ». Я насчитал 13 – на жидком и твердом топливе. Все они созданы нашим земляком.