* * *
В недавно вышедшем девятом томе "Архива князя
А. Ф. Куракина" среди других писем, адресованных в 1777 году князю А. Б. Куракину, находится несколько писем, которые были писаны князю Александру Борисовичу преосвященным Самуилом, епископом Ростовским (впоследствии митрополит Киевский). Самуил был только что назначен на Ростовскую кафедру ко времени ожидавшегося в том же году открытия Ярославского наместничества... Преосвященный Самуил прибыл в Ростов 14 мая 1777 года и писал Куракину:
"Климат в Ростове весьма нездоровый, сырой, скорбутический. Положение места низкое, гнилое и болотистое. Вода такая в озере, которую никак пить не можно, особливо приезжему человеку. Я за 10 верст, а иногда и более, получаю воду. Жители сего города избавляются от всех своих болезней луком да чесноком, и лекарств никаких не требуют, и терпеть не могут врача. К крайнему удивлению, родившиеся здесь живут девяносто и более лет, овощи огородные составляют их промысел почти первейший".
Далее следует краткое описание Ярославля, который, очевидно, понравился архиепископу больше Ростова:
"Город прекрасный - как положением своего места, так и благорастворенным воздухом. Можно о нем по справедливости сказать: "Речная устремления веселят град сей". Нашел я в нем благолепие церквей редкое и внимания достойное: едва остается какая церковь, которая не имеет жемчужной утвари. По сей причине старая пословица так гласит: "Город Ярославль богомольем взял". Если мне в сем городе жить, то можно здоровым быть, а в Ростове никак не можно.
Только в Ростове дом архиерейский славный и почти как Кремль в Москве. Не думаю, чтобы в России другой подобный дом архиерейский мог сыскаться.
Жители города Ярославля отменные люди, ласковые и набожные. Алексей Петрович г. Мельгунов, его все полюбили..."
В сентябре Самуил писал:
"Я уже всю свою паству обозрел. Она вся вместе, и, кажется, нет лучшего положения, исключая Пошехонья, где болота, леса и воры, но по новому учреждению все придет в порядок.
...Итак, я поскорей возвратился в Ростов. Удивляюсь моего дома огромности. Оный построен митрополитом Ионой, который имел великую склонность или страсть к строению. Его древняя архитектура построена точно Кремль в Москве. Две грановитые палаты и площадь оных так точно, как в Кремлевском дворце, семь церквей каменных. Алексей Петрович приглашает меня жить в Ярославле... Дома ростовского никак оставить невозможно - весьма достопамятные строения, только на содержание великая сумма нужна. Можно сказать, что в России три места уважения достойны: Троицкая лавра, Воскресенский монастырь Новоиерусалимский и Ростовский архиерейский дом".
Подготовлено по материалам газеты "Северный край" за вторую декаду сентября 1902 года.