КАК БУДЕТ ПЕРЕВОЗИТЬСЯ ХЛЕБ ПО ВОЛГЕ? Этот вопрос обсуждался на съезде деятелей по водным путям. Предстоят погрузочно-разгрузочные работы, а условия их труда поистине ужасны. В любую погоду в одной и той же рубахе, согнувшись почти под прямым углом, тащат грузчики на спине почти без отдыха грузы в 10 – 15 пудов. Приспособлений, облегчающих этот труд, не существует. Случаи падения под такой тяжестью, травмы и увечья нередки. Плата составляет 4 – 5 рублей с 1000 пудов. Скопить к концу навигации удается немного – 35 – 40 рублей, отказывая себе в самом необходимом. Это объясняется условиями найма. Пароходные общества имеют дело не с артелями, делящими заработки по-братски, а с подрядчиками, нанимающими артель уже от себя и удерживающими немалый процент. Гибельно отзывается на судовых командах запрещение разводить огонь в кухнях судов, идущих караваном. По 3 – 4 недели длится вынужденное голодание при невозможности обогреться.
* * *
ПОЖАРЫ МИНУВШЕГО ЛЕТА НАПУГАЛИ В ПОШЕХОНЬЕ ОТЦОВ ГОРОДА. Те с целью обезопасить город в этом отношении обязательным постановлением запретили устройство в город-
ской черте крыш из дранки, соломы, гонта. Крыши, сделанные из этих материалов, должны быть перекрыты в двухмесячный срок со дня объявления этого постановления, т. е. до конца сего января месяца.
* * *
32 ГОДА ПРОСЛУЖИЛ КОНДУКТОРОМ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ рыбинец Дмитриев. И вот его послали в рейс на рабочем поезде из 30 вагонов для вывоза снега за город. Послали одного. А у заднего вагона тормоза не было. Пришлось поместиться в середине состава. Что делалось впереди, что позади – не видно. Однако существует инструкция, согласно которой он был обязан видеть. И вот при осаживании поезда в задних вагонах что-то случилось (снег ли с них украли – хорошо не знаем!) – Дмитриева привлекли к суду. Но повестку ему не вручили. Его, служившего в кондукторах 32 года и столько же жившего на одной квартире, изволите видеть, не нашли.
Повестка поступила в канцелярию. Служащий говорит:
– Нет у меня Михаила Дмитриева и никогда не было.
И отослали повестку обратно в суд. За два дня до суда является Дмитриев к нарядчику кондукторских
бригад:
– Не назначайте в поездку на эти дни: дошло до меня, что в суд надо.
– Но ты ведь повестки не получал. И в суд идти незачем.
А в суде дело шло. Решили: Дмитриева, как уклонившегося от суда, подвергнуть задержанию...
Рейс поезда со снеговым грузом состоялся в марте 1901 года. Суд был назначен на 9 ноября того же года. А «нашли» Дмитриева только в январе 1902 года. На этот раз дело шло быстро: кондуктора тут же посадили в тюрьму – до второго разбора дела. Горе самого старика, его жены и детей описать невозможно.
* * *
ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В ГОРОДЕ ШЕМАХЕ. В азербайджанском городе Шемахе произошло сильнейшее землетрясение. Оно привело к большим человеческим жертвам, разрушению большей части домов. По первым подсчетам, без крова и хлеба осталось 25 тысяч человек. Подземные толчки были так сильны, что ощущались в Тифлисе. Шемаху была необходима срочная помощь. С первыми сообщениями о землетрясении начали поступать пожертвования. В Ярославле первое пожертвование было направлено по такому адресу: «В редакцию «Северного края» для жителей города Шемаха – 2 рубля 37 копеек (от неизвестной)».
* * *
СМЕСЬ. ПРЯЖА ИЗ ПАУТИНЫ. В Нью-йорке в лучших магазинах в продаже появился шелк, сотканный из паутины. Оказалось, что одному из фабрикантов удалось акклиматизировать в Соединенных Штатах самые крупные породы африканских и бразильских пауков, паутина которых не менее крепка, нежели нить шелковичного червяка. Ткань из нее желтого цвета, и ее почти нельзя отличить от самого обыкновенного шелка. Теперь в Америке сразу вошли в моду перчатки, сделанные из паутинного шелка. Однако цены на них весьма и весьма высокие. Пара таких перчаток продается за 50 – 100 долларов (в переводе на российские деньги от 100 до 200 рублей).
По материалам газеты «Северный край» за 29 января 1902 года подготовил