Белкино – местечко, расположенное на берегу Которосли недалеко от Кормилицина. У многих оно ассоциируется с прекрасным отдыхом на турбазе. Более ста лет назад здесь было родовое гнездо первых русских «капитанов Немо», положивших свои силы и жизни в становление российских субмарин.
В 1862 году очарованный красотой здешних мест тридцативосьмилетний герой Крымской войны отставной капитанлейтенант Михаил Федорович Белкин приобрел у нескольких ярославских землевладельцев наделы по обеим сторонам Которосли. Построил усадьбу. Здесь родились его сыновья – Федор и Николай. С ранних лет отцовские рассказы о море, Синопском сражении, обороне Севастополя сопровождали мальчишек. И неудивительно, что они решили стать морскими офицерами. Братья поступили в Морской корпус, самое знаменитое учебное заведение России.
В конце 1903 года в состав флота вошла первая построенная на отечественном заводе боевая единица подводного флота – миноносец № 150, более известный как «Дельфин». Успешные испытания доказали возможность строительства подлодок на отечественных заводах. Грянула русскояпонская война. Командиром четвертой лодки в серии «Налим» был назначен лейтенант Федор Белкин. В декабре он вместе с кораблем по железной дороге прибыл из СанктПетербурга во Владивосток, где создали первое соединение подводных лодок. 23 декабря 1904 года (старый стиль) командир Владивостокского порта контрадмирал Н. Р. Греве издал приказ: «Впредь до распоряжений лейтенант Плотто назначается начальником отдельного отряда миноносцев, лейтенант Белкин – ротным командиром их команд». Первые плавания начались уже с середины февраля 1905 года. Они были непродолжительные и недалекие, но тем не менее даже эти неуклюжие корабли сыграли значительную роль в русскояпонской войне.
В марте 1907 года в Ревеле (Таллин) было создано первое регулярное формирование подводных сил России – учебный отряд подводного плавания. Во главе его стал бывший командир портартурского броненосца «Ретвизан» контрадмирал Эдуард Николаевич Щенснович. Он отобрал в свой учебный отряд семерых офицеров и двадцать матросов, руководствуясь такими критериями: «Каждый человек, выбранный на службу на лодках, должен быть высоко нравственный, непьющий, бравый, смелый, отважный, не подверженный действию морской болезни, находчивый, спокойный, хладнокровный и отлично знающий дело». В эту великолепную семерку первых офицеровподводников были зачислены братья Белкины.
Далее пути их расходятся. Федор назначен помощником начальника гидрографической экспедиции Байкальского озера и уходит с ней в поход. Николай около двух лет служил в должности старшего офицера учебного судна «Хабаровск» (плавбаза отряда) и одновременно заведовал обучением по управлению подводными лодками.
Весной 1908 года изза осложнений с Турцией в Севастополь из Либавы перевезли три подводные лодки – «Карп», «Карась», «Камбала». Они присоединились к двум другим лодкам – «Лосось» и «Судак» – и образовали отряд подводного плавания Черного моря. Возглавил его прибывший с Балтики вместе с субмаринами капитанлейтенант Николай Белкин.
Считалось, что подводная лодка может действовать только днем, так как ночью она не увидит цель в перископ изза слабой оптики. Доказать обратное решил наш земляк. Николай Белкин вызвался провести учебную атаку. Когда эскадра возвращалась в главную базу с маневров, ее атаковала у входа в южную бухту дежурная лодка «Камбала» под командованием лейтенанта Михаила Аквилонова. «Камбала» успешно «поразила» головной броненосец «Пантелеймон» на створе Инкерманских маяков, условно выпустив единственную свою торпеду. Но вдруг ошибочно переложила «право на борт» и попала под таран броненосца. Субмарина с двадцатью моряками, где был и капитан II ранга Белкин, затонула на глубине 58 метров. Спасли только одного человека – командира лейтенанта Аквилонова, его при ударе выбросило с мостика.
Военноморской суд признал командира «Камбалы» виновным в неосторожном сближении с кораблями эскадры и вынес мягкий приговор: «...Подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев, без ограничения прав и преимуществ, и предать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства». С решением суда Аквилонов не согласился и трижды апеллировал к царю с просьбой ужесточить приговор, так как считал себя виновным в гибели экипажа. Николай II лишил его звания, орденов, дворянства, всех прав и преимуществ.
Гибель «Камбалы» потрясла всю страну. В Николаевском адмиралтейском соборе в Севастополе прошло отпевание офицеров Н. М. Белкина и его помощника мичмана Д. А. Тучкова. На нем присутствовало все командование флота, гарнизона и начальство города. После отпевания тело Николая Михайловича было привезено в Ярославскую губернию в родовое имение. Он похоронен рядом с отцом контрадмиралом.
Другой брат, Федор Михайлович Белкин, в 1908 – 1910 годах находился в экспедиции, а затем был назначен командиром транспорта «Хабаровск» и одновременно начальником 1го дивизиона подводных лодок Балтийского моря. Затем мировая война, революция, гражданская война, и след его теряется...