Жители здесь занимаются земледелием, но так как урожаи скудные, то большая часть мужского населения по зимам рубит и возит лес у здешних лесоторговцев. Затем строят суда, рубят и пилят дрова, дерут корьё и плетут лапти.
Заработок в общем доходит до 60 – 80 рублей в год. Это подспорье к хозяйству было бы хорошее, но, к сожалению, часть из заработка пропивается, а остальное идёт за товар, забираемый у тех же лесовладельцев, конечно, по двойной цене.
У нас есть две школы: земская и церковно-приходская, но грамотностью край похвалиться не может. Крестьяне здесь не развиты, их воззрения с языческим оттенком, их обычаи и нравы дики.
Суеверие пустило глубокие корни. Обыватели верят в леших, домовых, русалок и др. На кладбищах перед иконой Чудотворца Николая вешают полотенца для своих умерших родных, которые, будто, выходят каждое утро умываться.
Лес здесь дешёвый, но все крестьянские постройки крайне ветхи. В избах грязь, сажа от топки чёрных печей, разные насекомые. Окна маленькие, керосин не в употреблении.
От сажи, грязи и копоти развиваются болезни. Особенно много здесь страдают болезнью глаз. Население бани почти не знает, а мыло почти не употребляется. Одежда вся самотканая, редко у кого есть ситцевая рубашка. Носят лапти вместо сапог.
Школа, видимо, начинает приносить пользу, но пока очень слабо. Мало детей, которые учатся три года. Дети десятилетнего возраста здесь считаются уже настоящими работниками и берутся из школы. Учатся только те, родители которых или состоятельные, или у которых работа может обойтись и без помощи подростков.
Промыслы развиты только лесные. Отхожих промыслов здесь не существует. Здесь нет ни портных, ни сапожников, ни плотников, ни печников. За всем этим нужно обращаться за 25 вёрст в село Брейтово. Очевидно, что долго ещё этот уголок Ярославской губернии не выйдет из своего невежества.
* * *
Из области науки. Электричество в сельском хозяйстве. «Nature» обращает внимание на замечательные результаты, полученные при применении электричества в сельском хозяйстве. О применении электрического света при выращивании салата в Соединённых Штатах – Чикаго и др. местах давно уже известно.
Об употреблении же элект-рического тока для ускорения прорастания семян опубликовано было Россом уже лет пятьдесят тому назад. И, несмотря на это, опубликованные им приёмы остаются без применения в Европе до сих пор.
Сообщение Тюрина в Элект-рическом обществе в Петербурге даёт, однако, несколько очень интересных замечаний относительно трудов в этом деле господ Спешнева и Кравкова.
Спешнев сделал три серии опытов. Повторяя сначала известные опыты над электризованными семенами, он констатировал более скорое прорастание зёрен, лучшие плоды и больший урожай (от 21/2 до 6 раз больше обыкновенного).
Повторяя затем опыты Росса, он выгораживал небольшой участок картофельного поля с одной стороны медной, а с другой цинковой пластинками, воткнутыми в землю и соединёнными между собой проволокой. Результаты получились блестящие.
Урожай был в три раза больше, чем на участках не-электризованных, при всех прочих одинаковых условиях.
Наконец, Спешнев на участке в десять квадратных метров, засеянных ячменём, расставлял деревянные столбы, имеющие наверху железные наконечники, соединением которых проволокой он устраивал проволочную сетку, и прорастание ячменя было ускорено на двенадцать дней.
Совсем иным путём М. Кравков в своей лаборатории доказал, что количество растительности в земле увеличивается от электрического тока.
На снимке: в печке не только готовили пищу, но и мылись. А копоть и сажа в избе не вызывали у крестьян отрицательных эмоций.