История такая: семья Фадеевых из Воронежа разыскивает на Ярославской земле родственников. Я узнала об этом из Интернета. Почти десять лет сама искала сведения о лётчике-испытателе Фадееве: о двоюродном брате, погибшем в годы войны, мне рассказала мама. После долгих поисков в архиве удалось узнать, что тётя моей мамы, Анастасия Степановна Галочкина, вышла замуж за Фаде-ева Николая Ивановича в 1893 году. Их младший сын – Алексей Николаевич Фадеев – родился в 1907 году.
В 1940 году Алексей Николаевич Фадеев поступил на штурманский факультет академии командно-штурманского состава В.В.С. К.А. (под Москвой в Монино). Это я узнала из письма Эдуарда Алексеевича, сына Алексея Николаевича. Он пишет: «В июле 1941 года академию вместе со слушателями и их семьями эвакуировали в г. Оренбург (тогда – Чкалов). Обучение проходило по ускоренной программе, выпуск состоялся в январе 1942 года. Папу оставили в академии преподавателем».
Алексей Николаевич написал семь рапортов в военкомат с просьбой направить его на фронт. Но его направляют в учебную эскадрилью Московской военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского, которая в это время находилась в эвакуации в Свердловске, а в 1943 году вернулась в Москву (Монино). Сюда же переехала и Тамара Васильевна, жена капитана Фадеева, с тремя маленькими сыновьями: Юрий – 5 лет, Эдик – 3 года и годовалый Виталий. 20 октября 1943 года Алексей Николаевич убыл самолётом из Монино в Свердловск и больше не вернулся.
Из «Российской газеты», в которой 25 марта 2010 года была опубликована статья Ксении Дубичевой «Тайна маршрута», я узнала, что в начале этого года в администрацию города Михайловска Свердловской области пришло письмо из Воронежа: сын погибшего во время войны лётчика просил разыскать могилу отца. Согласно справке из Центрального архива Минобороны РФ, «капитан Алексей Фадеев, штурман эскадрильи авиаполка Военно-воздушной академии имени Жуковского, умер 23 октября 1943 года (причина смерти не указана), похоронен в тайге, в 20 километрах юго-восточнее города Михайловска Свердловской области».
Также в статье я прочитала, что над Уралом с февраля 1943 года проходила секретная авиатрасса Алсиб. Несколько самолётов «разбились или совершили вынужденную посадку в районе Уральского хребта – то ли навигационное оборудование подводило, то ли повлияла геомагнитная аномалия: над богатыми рудными залежами горами стрелка компаса начинала «гулять» – и самолёт сбивался с курса. Возможно, именно так погиб капитан Фадеев. Письмо сына попало к уральскому следопыту и путешественнику Владимиру Рыкшину».
Большую помощь в поисковых работах проделала администрация города Михайловска, местная организация «Память сердца», Михайлов-ский краеведческий музей, ассоциация «Экстрим». Тему эту активно освещали екатеринбургские газеты. Местное телевидение разыскивало свидетелей тех лет.
Владимир Рыкшин организовал предварительный облёт территории на мотопарапланах. До места поиска добирались на квадроциклах. Братья Фадеевы были оповещены о начале поисковых работ и ждали результата. Свидетели откликнулись, помогли определиться с районом поиска.
В сюжете, показанном в новостях 27 мая этого года по Первому каналу ТВ, о событиях военных лет на Урале рассказала Попова Татьяна Андреевна, которой в 1943 году исполнилось 17 лет. Она вспоминала, что назад возвратились только восемь самолётов из улетевших девяти. Татьяна Андреевна рассказала сыновьям, что прибывшие на место катастрофы военные в её доме изучали документы и вещи погибших. А когда просматривали фотографии и письма лётчиков (у Алексея Николаевича в связи с переездом были с собой все личные документы), даже суровые особисты прослезились. Фадеевы вспоминали, что в Москву в контейнере прибыл из эвакуации их багаж, но семье вещи не выдали, т. к. квитанция осталась у Алексея Николаевича. На месте захоронения в тайге долгое время стоял хвост самолёта. Позже он исчез. Могилу показывал своему сыну местный лесник.
11 мая поисковики вместе с сыновьями капитана Фаде-ева пробрались на специальных вездеходах по болотам и непроходимому лесу до места катастрофы. Могилу нашли не сразу – прошло 67 лет. «Первая находка – фрагмент крыла. С помощью металлоискателя обнаружили деталь с заводским номером: появилась возможность узнать марку самолёта». Сыновья лётчика привезли на могилу отца горсть земли с родных мест. Теперь стоит в уральской тайге крест и плита с надписью: «Капитан Фадеев, 1907 – 1943, и неизвестный лётчик. Вечная вам память, герои, и царство небесное. 11.05.2010 г.»
Станет ли когда-нибудь известной фамилия второго лётчика? Принимали военные участие в перегоне ленд-лизовских самолётов или только испытывали их? Каким путём пришёл в авиацию Алексей Фадеев? Вопросов остаётся ещё много…
В прошлом году приезжали в Ярославль Эдуард и Юрий Фадеевы. До Князева не смогли добраться. Мечта осуществилась в это жаркое лето. Братья встретились с троюродной сестрой Татьяной Андреевной Любимковой, хорошо знающей историю родных мест. Много интересного рассказала Татьяна Андреевна, показала старинные фотографии семьи деда. Большое спасибо Т. А. Любимковой,
А. А. Балябиной, Т. В. Фадеевой, Л. В. Пасынковой. Мы узнали, что где-то в Ярославле проживают потомки Фаде-евых. Внуки Фёдора Николаевича Фадеева, 1894 г. р., проживают: Алексей Иванович Фадеев – в Ярославле, Людмила Ивановна – в Тутаеве. Внуки Александра Николаевича Фадеева, 1903 г. р., Ольги Алексеевны Царёвой (Фадеевой), 1896 г. р., – предположительно проживают в Ярославле.
Отзовитесь, дорогие!