Положим, многим пароходным предприятиям пришлось ликвидировать свои дела, но зато их место не осталось вакантным и было тотчас же занято вновь возникшими пароходствами с несравненно большими средствами, чем пароходства прекратившиеся.
Железнодорожная конкуренция более или менее существенно пока отразилась только на пароходстве по самому крупному волжскому притоку – реке Каме. Рабочее и переселенческое движение в Сибирь идёт теперь преимущественно уже через Самару и Самаро-Златоустовскую и Сибирскую железные дороги, а не через Нижний Новгород, Казань и Пермь на камских пароходах.
Железные дороги предпочитает пароходам и торговый люд. Через Самару едут на нижегородскую ярмарку, в Москву и Петербург сибирские купцы. Через неё же направляются в Сибирь и коммивояжёры лодзинского и московско-владимирского фабричных районов.
Вследствие этого прежде такое доходное камское пароходство стало в настоящее время быстро падать, и в недалёком будущем пароходо-судовладельцев, оперирующих на реке Каме, ожидают только убытки.
Камские пароходчики начинают сокращать свои операции, а некоторые из них продают свои пароходы, которые покупаются волжскими пароходчиками для Волги.
Что касается волжского пароходства, то, невзирая на значительно понизившиеся товарные фрахты и пассажирскую таксу, оно, как уже выше сказано, растёт и ширится из года в год. Каждый год на Волгу выходят по нескольку роскошных по обстановке и по ходу пассажирских и сильных буксирных пароходов.
Недавно возникло новое пассажирское пароходство господ Польского и Шебенина, поставившего своей целью поддерживать правильные рейсы вверх и вниз по Волге от Саратова. Затем ожидается возникновение обширного товаро-пассажирского финляндского пароходного общества, предполагающего, как передают, установить свою линию от Рыбинска до Нижнего Новгорода и от Нижнего до Астрахани. По слухам, этим обществом заказано в Англии несколько больших, приспособленных для плавания по мелководной Волге, пассажирских и товарных пароходов.
Наконец, среди волжских пароходо-судовладельцев носится упорный слух, что в недалёком будущем на Волге и Каспийском море появится громадное пароходное транспортное и страховое акционерное общество, проектируемое синдикатом бельгийских капиталистов, совместно с несколькими крупными русскими капиталистами, преимущественно из миллионеров Поволжья, значительная часть капиталов которых до сих пор лежала непроизводительно дома в процентных бумагах или самое большее – в банках в долгосрочных вкладах.
Это общество, как передают, будет иметь колоссальный основной капитал в несколько десятков миллионов франков.
Неясно ли, что конкуренция железных дорог уже не так страшна волжскому пароходству.
* * *
НОВЫЙ КОНКУРЕНТ НА ВСЕМИРНОМ РЫНКЕ. В недалёком будущем Румыния должна явиться опасным конкурентом крупнейших поставщиков керосина на всемирном рынке, т. е. России и Северо-Американских Соединённых Штатов.
Необходимым предварительным условием расцвета керосинового производства в этом балканском государстве служит, разумеется, прежде всего радикальная реформа путей сообщения.
В настоящее время сеть румынских железных дорог слишком недостаточна, а грузовой тариф слишком высок для успешной эксплуатации керосиновых залежей и заграничного экспорта. Эти керосиновые залежи занимают чрезвычайно большое пространство, а добываемый керосин отличается необыкновенно высоким качеством.
Вопрос состоит только в том, когда правительство решится принять необходимые меры для успешной эксплуатации этих природных богатств.