Значительный интерес представлял вопрос о передаче Американского моста через реку Которосль из ведения казны в ведение города. Вопрос же этот заключается в следующем.
Дамба (шоссе), служащая для сообщения города Ярославля с заречными слободами и станцией Московско-Ярославской железной дороги, передана из ведения Министерства путей сообщения в ведение городского управления. Железный же мост (Американский) до сих пор состоит в ведении Министерства путей сообщения.
Около 5 – 6 лет тому назад министерство предлагало ярославскому губернскому земству принять этот мост в своё ведение, но губернское земство предложение это от себя отклонило. Причинами этого послужили, с одной стороны, замеченные движения в устоях моста, требующего капитального ремонта, а с другой – положение моста в черте города Ярославля.
Поэтому инспектор шоссейных дорог Владимирской и Ярославской губерний, по предписанию Министерства путей сообщения, просил уведомить, согласно ли городское управление принять мост через реку Которосль в Ярославле в своё заведывание и на каких именно условиях. А также находит ли городское управление необходимым назначение комиссии из специалистов по мостовым сооружениям для освидетельствования Американского моста.
4 ноября 1899 года городская дума, находя вопрос о принятии моста в ведение городского управления, особенно ввиду предполагаемого обращения поймы реки Которосль в гавань, сооружении трамвая и надобности в устройстве разводного моста серьёзным, пришла к заключению, что вопрос этот может быть решён только при тщательном освидетельствовании передаваемого моста комиссией из специалистов по мостовым сооружениям на условии допущения в эту комиссию техников-специалистов и со стороны городского управления.
Комиссия была образована и результатами её заседаний 11, 12 и 13 сентября было следующее.
11 сентября комиссия посвятила осмотру моста и обсуждению акта этого осмотра. В заседании 12 сентября она пришла к заключению, что правый устой моста хотя и не представляет немедленной опасности, но в силу замеченных значительных движений в устое при спаде весенних вод требует замены его новым, более прочной конструкции и более устойчивым. Откладывать же перестройку его на дальний срок невозможно.
Для увеличения площади живого сечения под мостом необходимо срыть 0,5 сажени* ниже горизонта низких вод выступающий мыс с остатком прежнего основания левого устоя.
При перестройке должны быть устроены струенаправляющие и струеотводные дамбы. Этим уничтожится косое направление струй и водоворот.
Воронки около моста должны быть засыпаны. Дно реки между устоями выше и ниже моста искусственно укрепляется. Жёсткость поясов достигается усилением вертикальных листов верхних поясов по низу угловым железом.
Более же рациональным средством достижения подпора и скорости течения является увеличение общего отверстия моста с устройством второго пролёта, при этом правый устой превращается в бык.
Перейдя затем к субсидии от казны на случай перехода моста в ведение города, комиссия, принимая в расчёт возвысившиеся цены на материал и рабочий труд за последние 15 лет, норму субсидии определила в 3500 рублей.
Представители городского управления с выведенным размером субсидии согласились, но с тем, чтобы в эту сумму не входил расход на исправление капитальных повреждений, как, например, разрушение моста вследствие грозы, подмыва устоя вследствие внезапного паводка, удара случайно сорвавшихся с якорей судов.
В случае дальнейшего замеченного движения правого устоя, Министерство путей сообщения немедленно переустраивает мост или отпускает на этот предмет необходимые суммы в распоряжение города.
В заседании же комиссии 13 сентября был окончательно установлен размер субсидии городу от казны в 3500 рублей на случай перехода моста в ведение города.
На снимке: Американский мост прослужил ярославцам почти 90 лет и только в 1962 году был заменён на новый железобетонный мост.