Сколько коммунистическими лидерами было сказано громких слов о свободе, демократии и народовластии, а на деле...
5 января 1918 года открылось Учредительное собрание, которое было первым в России всенародно и демократически избранным законодательным органом. Сторонники старого мира оказались в нём в явном меньшинстве. Например, среди шести депутатов от Ярославской губернии трое были от эсеров, двое – от большевиков (А. Рыков, А. Коллонтай). Лишь один депутат прошёл от «буржуазных партий» – министр Временного правительства А. Коновалов.
Не прошло и двух дней работы Учредительного собрания, как большевики разогнали этот вполне демократический орган и начали навязывать окружающим свои фантастические представления об историческом развитии. Нравится это кому-то или нет, но через десятилетия, следует, наконец, это признать, коммунистический путь окажется тупиковым и потерпит сокрушительное историческое поражение. Причины этого во многом имеют и моральный характер.
Разгон Учредительного собрания имел следствием Гражданскую войну, которая унесла, по разным данным, от 8 до 10,5 миллиона жизней россиян, а ещё два миллиона образованной и профессионально подготовленной элиты общества вынуждены были эмигрировать. Цель – сохранение власти большевиков – оправдывала любые средства.
Сегодня, в 2010 году, мы можем оценить то самое «светлое будущее», ради которого большевиками в 1917 году совершалась революция, народ терпел беды Гражданской войны и последующих десятилетий. Историю мы должны уважать и принимать такой, какая она была. Но надо уважать и время, в которое мы живём, самих себя и не поклоняться идолам прошлого, фантастические идеи которых, при всех неисчислимых жертвах, оказались неосуществимыми.
В современном Ярославле из шести городских районов четыре носят имена деятелей революции 1917 года – Ленинский, Дзержинский, Кировский, Фрунзенский. Попытаемся понять заслуги этих людей перед нашим городом. Здесь самое время вспомнить о Ярославском восстании 1918 года, участники которого в 1998 году, через 80 лет, были реабилитированы. Реабилитация означает, что участники восстания, а тем более погибшие под артобстрелами и бомбёжками с аэропланов тысячи простых жителей города, никакие не «враги народа», а трагические жертвы политических репрессий.
Ярославль городок – Москвы уголок! В июльские дни 1918 года хорошо ориентировавшиеся в политике ярославцы сделали то, на что оказались не способны жители двух столиц – Москвы и Петербурга: крупный губернский город в центре России в одиночку выступил против введения «военного коммунизма» и продовольственной диктатуры, против национализации всего и вся, наконец, против принятия Конституции РСФСР, большинство деклараций которой не имело подтверждения на практике. В военные отряды добровольно записались сотни горожан. Примечательно, что именно в эти дни, 16 июля 1918 года, в Екатеринбурге была расстреляна царская семья.
Развернувшиеся в городской черте бои между добровольцами-горожанами и присланными с разных сторон отрядами Красной Армии были беспрецедентными. Со стороны красных, имевших бесспорное преимущество в артиллерии и авиации, применялась тактика выжженной земли. Красный командир Ю. С. Гузарский 16 июля 1918 года в телеграммах из Ярославля требовал от Москвы присылки химических и зажигательных снарядов: «Если не удастся ликвидировать дело иначе, придётся срыть город до основания». Разыгравшаяся в последние дни восстания непогода (ветер и сильный дождь) не позволила большевикам применить уже завезённое в окрестности Ярославля химическое оружие. Но и без этой угрозы город лежал в руинах... Изданная в 1920 году «Красная книга ВЧК», в которой подробно рассказывалось о Ярославском восстании и его подавлении, была вскоре засекречена.
Что же граждане СССР в течение многих десятилетий могли прочитать о тех событиях? Вся вина за разрушение города возлагалась на восставших. Процитируем изданную в 1987 году книгу «Антисоветская интервенция и её крах»: «Террор в Ярославле, развязанный белой гвардией по прямой указке мировой реакции, привёл к сотням жертв и нанёс жителям огромный ущерб. Мятежники превратили Ярославль из чистого, уютного и красивейшего волжского города – как отмечалось в отчёте о разрушениях – в грязный, наполовину уничтоженный город с громадными площадями-кладбищами, покрытыми развалинами и остатками пожарищ».
Непреложным фактом стало то, что порядка 80 процентов строений крупного губернского города в центре России было уничтожено. Точную цифру погибших участников восстания и поддержавших их простых горожан никто никогда не узнает. Жестокость при его подавлении была проявлена неимоверная, причём к своим соотечественникам. Строго говоря, Ярославское восстание 6 – 21 июля 1918 года ознаменовало начало Гражданской войны в России и открыло трагическую историю десятков лет политических репрессий в стране.
Теперь зададимся простыми вопросами: кто в то время стоял во главе правительства России? Кто руководил ВЧК? Тотальное уничтожение Ярославля без ведома этих двух персон – В. И. Ленина и Ф. Э. Дзержинского – было никак невозможно. Эти люди ушли из жизни соответственно в 1924 и 1926 гг., когда ни о каких экономических, культурных и даже политических успехах в строительстве «светлого будущего» говорить не приходилось. Свою долю вины несёт и М. В. Фрунзе, который за «заслуги» в подавлении Ярославского восстания в августе 1918 года был назначен военным комиссаром Ярославского военного округа. Напомним, умер М. В. Фрунзе в 1925 году.
Так за что же древний Ярославль в канун своего тысячелетия так бережно хранит память о разрушителях города и заказчиках убийства тысяч своих жителей?
Тысячелетний юбилей города, на котором будут присутствовать высшие руководители Российской Федерации и главы многих иностранных государств, – вполне подходящий момент, чтобы принять специальную политическую декларацию о Ярославском восстании 1918 года. Жители нашего города в тех событиях, как и тремя веками ранее – в 1612 году, выступили настоящими патриотами, показали свой независимый и гордый характер. Они раньше многих других поняли неприемлемость порочного и не имевшего исторической перспективы политического эксперимента под названием «строительство коммунизма». Принятие подобной декларации явилось бы формальным основанием для переименования четырёх городских районов и сноса памятников «друзей» нашего города.