– Служил я в 771-м артполку 248-й дивизии командиром взвода. В завершающих боях за Берлин дивизия штурмовала главную ставку Гитлера в имперской канцелярии. Поэтому нашим бойцам по праву выпала честь участвовать в параде. Сводный полк в основном состоял из воинов дивизии. Командовать этим полком был назначен Герой Советского Союза подполковник Георгий Ленев, получивший это звание за мужество и героизм, проявленные на плацдарме реки Одер. Тогда ради спасения знамени полка он вынужден был вызвать огонь нашей артиллерии на себя. В параде участвовали также отдельные сводные батальоны из других дивизий, принимавших участие в боях за столицу Германии.
Подбором участников парада от дивизии занимался её командир генерал-майор Н. З. Галай. Незадолго до парада нам выдали новое шерстяное обмундирование – гимнастёрки и брюки цвета хаки – подарок английской королевы, в нём мы и прошли торжественным маршем.
Парад Победы в Берлине, согласно достигнутой договорённости, должны были принимать главнокомандующие войсками СССР, США, Англии и Франции. Однако накануне советское командование получило извещение, что по ряду причин главнокомандующие союзными войсками не смогут прибыть в Берлин и уполномочили принять парад своих генералов. Узнав об этом, Сталин приказал Жукову не обращать внимания на отказ союзников, принимать парад самому.
Ранним утром 7 сентября участники парада собрались в центре Берлина – Тиргартене, в районе Рейхстага и Бранденбургских ворот. Все улицы, прилегающие к Тиргартенскому парку, были забиты боевой техникой и войсками. Напротив обширной трибуны расположились четыре оркестра. Войска каждой союзной страны должны были проходить маршем под свой оркестр. На трибуне уже находились несколько десятков генералов и офицеров, представлявших армии стран-победительниц. Тут же многочисленные советские и западные журналисты. За парадом наблюдали около двадцати тысяч жителей Берлина.
Ровно в 11 часов к трибунам подъехал на открытой машине Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Его появление было встречено бурными, долго не смолкавшими аплодисментами. В сопровождении генералов союзных войск он объехал на машине фронт построившихся частей. Воины встретили его громкими и дружными возгласами «ура!» и «виват!». Закончив смотр, Жуков поднялся на центральную трибуну. Здесь уже находились многие прославленные советские военачальники – маршалы бронетанковых войск Ротмистров, Богданов, генерал армии Соколовский, генерал-лейтенант Телегин, генерал-полковник Катуков, комендант Берлина генерал-полковник Горбатов и многие другие.
Тепло и сердечно поздоровавшись с боевыми соратниками, маршал Жуков обратился к войскам с краткой, яркой речью. Говорил он громко, чётко и ясно произносил каждое слово, так как речь его синхронно переводилась на английский и французский языки.
Обращаясь к соратникам по оружию, солдатам, офицерам и генералам, Георгий Константинович подвёл итог минувшей войны, указав, что отныне человечество избавилось от угрозы немецкого нашествия на Западе и японского разбоя на Востоке. Он говорил о том, что завоёванная победа – торжество невиданного в мире боевого содружества великих государств и их доблестных войск, и теперь нам предстоит закрепить её организацией прочного, длительного и справедливого мира во всём мире.
Призвав склонить боевые знамёна в память тех, кто отдал свою жизнь ради Великой Победы, маршал закончил речь здравицей Вооружённым силам. На заключительные слова маршала «Да здравствует наша Великая Победа!» войска снова отозвались громкими возгласами «ура!» и «виват!».
Начался торжественный марш войск. Участники парада двигались от Бранденбургских ворот на запад по широкому Шарлоттенбургскому шоссе. Шествие открыла под громкие аплодисменты советская пехота, штурмовавшая Берлин. Чётко печатая шаг, двигался наш сводный полк, за ним – большая группа знаменосцев. Промаршировали сводные батальоны других дивизий – участников битвы за Берлин.
Когда советский оркестр смолк, зазвучал быстрый французский марш, под его звуки перед трибунами прошла французская пехота. Как только исчез из виду последний французский солдат, начали шествие под марш своего оркестра английские воины. Прошли «крысы пустыни» – подразделение, которое билось с врагами в Африке, за ними – шотландские солдаты в коротких клетчатых юбках и белых чулках.
Через несколько минут выступили солдаты американской парашютной дивизии. Эта дивизия воевала против гитлеровцев на Западном фронте.
После пехоты союзных войск первыми по четыре в ряд прошли английские танки и орудия. Вслед за ними двигались танки, бронетранспортёры и пушки американцев с вызывавшими улыбку названиями на борту: «Исчадие ада», «Адский мститель», «Кошмар Гитлера». Завершили парад советские танки и самоходные орудия. Танки двигались по три в ряд, заняв своими громадами почти всю улицу. В головной машине был командир танковой дивизии Герой Советского Союза гвардии генерал-майор Тихон Абрамов. За танками двигались самоходные орудия «Зверобои».
После прохождения перед трибунами танков оркестр каждой страны исполнил свой национальный гимн.
Парад Победы в Берлине знаменовал собой боевое единство союзных государств, одержавших великую историческую Победу во второй мировой войне, и вселил надежду, что солдаты великих государств будут и впредь стоять на страже мира и безопасности народов.