* * *
МОСКОВСКИЕ ПИСЬМА. Скачки – самый популярный в Москве спорт. В старину в существе этого дела принимала участие только горсть охотников, которые имели своих лошадей, ставили заклады и получали призы. Элемент азарта и наживы совершенно отсутствовал в старинных скачках, и публика бывала только зрителем, а не участником в этом роде спорта.
Совершенно новое явление в области спорта, не имеющее прецедентов в прошлом, лишь один «велосипедизм», как можно назвать манию увлечения стальным конём. Посмотрим же, как проявляются в наше время все эти виды спорта.
Вот уже, кажется, недели две в одном из развесёлых уголков Москвы, в театре «Аквариум», ежедневно проходят на сцене после драматических представлений кулачные побоища, то бишь – атлетический «чэмпионат».
Заключается он в том, что десятка полтора дюжих и ловких молодцов, одетых в трико и фиговые листки, взявши поочерёдно один другого «под микитки», стараются положить друг друга на пол, на спину, сразу на обе лопатки. Это собственно – борьба, но при этом пускаются в ход разные ухищрения, от которых состязающимся приходится солоно. В особенности, когда они кладут на спину противников так, что пол сцены трещит.
А такие зрелища в массе зрителей, кроме раздражения инстинктов жестокости и даже кровожадности, ничего возбуждать не могут. Единственная, вполне понятная цель этого «чэмпионата» – собрать побольше денег с публики, падкой до всяких бессмысленных зрелищ. И эта цель, конечно, достигается.
Скачки приобрели полное право гражданства и так слились с московской общественной жизнью, что с их влиянием надо считаться серьёзно. Ходынское поле за Тверской заставой, где происходят скачки, многим остаётся памятным не только потому, что там они видели зрелище скачек. Дело в том, что не в скачках тут сила, а в азартной игре, которая к ним приурочивается. Тотализатор, заменивший прежние заклады и пари, по существу дела та же рулетка, или какая хотите азартная игра, или лотерея.
Все и вся, переполнившие величественные трибуны скачек, горят страстным желанием выигрыша. Каждый мысленно считает себя одним из тех счастливцев, легенды о которых умрут разве вместе со скачками. Но, увы, счастливые герои родятся веками, а масса всегда платится своими боками.
Так и тут: без проигрыша остаётся только одно скаковое общество, делающее с тотализатором миллионные обороты. Азарт отдельных лиц, играющих на скачках, идёт гораздо глубже, доводит до преступлений, растрат общественных сумм, самоубийства, разорения семейств, до гибели игроков.
Спорт конца века – велосипедный – начинает принимать у нас другую форму, получая направление в хорошую сторону. В начале это была модная затея, последователи которой считали себя, чуть ли не жрецами какой-то новой религии – поклонения циклизму. Езду на велосипедах эти, большей частью молодые люди без определённых занятий, считали, чуть ли не общественным служением, и, изогнувшись в три погибели, в своих нелепых костюмах, удивляли остальных смертных сознанием своего величия.
Но понемногу велосипед стал входить во всеобщее употребление как удобное орудие сообщения, моциона и пр. Это отняло у него ореол чего-то исключительного, но зато вводит его в жизнь как полезную вещь житейского обихода. Хотя существуют ещё и велосипедные гонки, хотя проводят «жизнь на колесе и для колеса» те же молодые люди без определённых занятий, но к велосипеду уже привыкли не только люди, но и уличные собаки, и велосипед становится общим достоянием.