БОЛЬШОЕ СЕЛО Угличского уезда. У нас состоялся прием молодых людей на действительную службу. Для этого приехало из Углича много административного начальства, которое остановилось на ночлег в волостном правлении. Но так как последнее не имеет ни спален, ни кроватей, то начальство сделало распоряжение о переносе кроватей и постелей из богадельни для призрения крестьян.
В силу этого 70 – 80-летние старики и старухи, не смея возражать начальству, вынуждены были уступить свои ложа и должны были свои старческие кости и дряхлое тело уложить на голом полу богадельни.
Где же здесь сознание правового долга у администрации, когда отнимается постель у 80-летнего старика для персоны, которая легко могла бы позаботиться о себе своими средствами?
* * *
БУГУЛЬМА. Недавно здесь должны были выступить две партии новобранцев в числе 421 человека. С раннего утра новобранцы были уже возле управления воинского начальника, но только в 4 часа вечера отправились по назначению, несмотря на сильный мороз и вьюгу.
Отправились, как сказано в маршруте, «обыкновенным походом», то есть просто пешком до села Андреевка, на расстояние 24 версты. И в результате этого военного похода совершенно замерзло пятнадцать человек и пять человек отморозили себе разные части тела.
Все замерзшие были найдены на большой дороге, а не на стороне. Трупы пришлось отправлять в г. Бугульму. При вскрытии трупов Анисима Архипова, Семена Буслаева, Ахметваллея Гизяттулина в их желудках не оказалось не только водки, но даже никакой пищи, почему басня о том, что они были пьяны, представляет ни на чем основанную выдумку. Судьба еще шести человек неизвестна. Почти вся партия пришла с отмороженными лицами.
* * *
СРЕДИ ОФИЦЕРОВ. Недавно в офицерском собрании Фанагорийского полка обсуждался вопрос об институте денщиков. Говорили только выс-шие чины. Причем такова была аргументация в защиту этого института.
Один говорил, что в западных странах существует институт денщиков, как же русские будут его отменять; другой – что ему пришлось жить в Москве без денщика и, несмотря на все удобства, приходилось очень трудно, ну а в Ярославле существовать без денщика совсем невозможно. Третий – что сейчас среди войск повторяются частые волнения, и отмена института ден-щиков послужила бы новым поводом к неудовольствию.
Убежденное такими доводами (в особенности, очевидно, последним), собрание высказалось за оставление института денщиков.
* * *
СЕВАСТОПОЛЬ. Военно-морской суд в закрытом заседании начал слушание дела броненосца «Потемкин». Обвиняются механик Калюжный, врач Голенко и прапорщик Алексеев в том, что добровольно остались на корабле после начала бунта и присутствовали на заседаниях мятежников.
Голенко, кроме того, – в произнесении речей, побуждая команду продолжить бунт, Алексеев – в участии в восстании, имевшем целью низвержение образа правления в России и в добровольном принятии командования броненосцем, а нижние чины, сорок один человек, – в участии в убийстве командира, офицеров корабля и в вооруженном восстании. Остальные двадцать пять – в разграблении казенной кассы, в побеге в Румынию, откуда затем явились с повинной.
Председательствует генерал Андреев, обвиняет прокурор Кремаревский, защищают местные и иностранные адвокаты. Свидетелей вызвано девяносто восемь, заседания проходят в морских казармах и продолжатся около двух недель.
* * *
ПЕТЕРБУРГ. Броненосцу «Потемкин Таврический» присвоено новое наименование – «Пантелеймон».
* * *
ПЕТЕРБУРГ. Приказом по морскому ведомству всем состоящим на службе офицерским и нижним чинам воспрещается принимать участие в каких бы то ни было союзах, группах и организациях, образуемых с политической целью, а равно присутствовать на разного рода собраниях, обсуждающих политические вопросы, принимать непосредственное участие в сходках и манифестациях, какого бы они рода ни были.
* * *
АРЕНДА ОСТРОВА. В морских сферах возбужден вопрос о необходимости приобретения Россией, путем ли покупки или путем аренды, хотя бы небольшого острова в Индийском океане для устройства здесь каменноугольных складов для будущей русской тихоокеанской эскадры.
* * *
ПО ВЫСОЧАЙШЕМУ ПОВЕЛЕНИЮ офицеры, взятые в плен неприятелем ранеными или лишенными возможности защищаться, возвращаются в части войск, где состояли на службе. Офицеры, взятые в плен контуженными или вовсе не раненными, зачисляются в войска с согласия общества офицеров.
Все генералы и командиры отдельных частей по возвращении из плена зачисляются по роду оружия и прикомандировываются на один год к штабам соответствующих армейских корпусов. В течение года должно быть произведено расследование обстоятельств взятия их в плен. Правила эти не распространяются на чинов порт-артурского гарнизона.
* * *
БОЕВОЙ АВТОМОБИЛЬ прибыл из заграницы. Для перевозки передвижной крепости потребовалось восемнадцать лошадей, но и те, очевидно, с большим трудом тащили. Орудия, которыми снабжен автомобиль, прибыли в особых футлярах. Вместе с автомобилем прибыли два механика того завода, где он строился, для обучения наших офицеров обращению с ним. По уверению механиков, орудия автомобиля способны выкинуть двадцать пудов чугуна менее чем в 15 секунд.